News

В российской Арктике начинает дежурство «Спасатель Кавдейкин»

Spasatel
Bellona-Murmansk

Опубликовано: 27/08/2013

Автор: Алексей Павлов

Новое судно базируется в Кольском заливе. Оно стало вторым аварийно-спасательным судном, построенным в рамках федеральной целевой программы на верфях Петербурга.

«Спасатель Кавдейкин» пополнил флот Северного филиала «Балтийского бассейнового аварийно-спасательного управления». Так теперь называет морская спасательная структура, которая базируется в Мурманске, и ранее известная под названием МБАСУ (Мурманское бассейновое аварийно-спасательное управление). Эта организация получила новый корабль российской постройки впервые за последние 47 лет!

«Спасатель Кавдейкин» — это уникальное многофункциональное судно. На его борту имеется самое современное оборудование, необходимое для спасения экипажей терпящих бедствие судов и их буксировки в ближайшие порты, оказания помощи тонущим подводным лодкам, обеспечения природоохранных мероприятий при разведочных буровых работах и многое другое. Обо всем этом радушные хозяева рассказали во время недавней презентации «Спасателя».

— Судно может производить океанские и морские буксировки любых объектов, водоизмещением до 200 000 тонн.  Это очень актуально во время добычи углеводородов на Арктическом шельфе, при следовании танкеров Северным морским путем (Севморпуть) в ледовых условиях. Ведь существуют риски столкновения не только с судами, но и со льдами. А это значит, что будут  риски разлива нефти, — сообщил заместитель директора северного филиала ФГУП «Балтийское БАСУ» по флоту и аварийно-спасательным работам Михаил Сарков.
 
Именно поэтому на судне установлен комплекс оборудования датской фирмы «Ламур» (LAMOR), который способен локализировать, а потом и ликвидировать крупный разлив нефтепродуктов. Он состоит из боновых заграждений, катеров — бонопостановщиков, траловых систем и насосов — скиммеров. Когда судно подходит к месту разлива, на воду спускаются два катера и боны. Катера устанавливают их вокруг пятна, потом в образованный бонами ордер погружаются насосы, и начинают качать нефть в имеющиеся цистерны (танки) на судне.

«Спасатель Кавдейкин» может самостоятельно локализировать разлив нефтепродуктов в 1000 тонн, а собрать в свои танки всего лишь 600 тонн. Остальной объем  будет перекачиваться в танкера, которые должны подойти на помощь. При этом работы могут производиться  как в ледовых условиях, так и в чистом открытом море и даже рядом с берегом. «Спасателю» даже шторм не помеха – оборудование может работать при ветре до 16-20 метров в секунду и волне до 2,5 метров.
 
— Уникальность судна ещё и в том, что при больших размерах оно имеет осадку чуть больше четырех метров. То есть, оно может подойти очень близко к берегу. А катера —  бонопостановщики имеют осадку всего 30 сантиметров, поэтому они могут легко доставить специальное оборудование на берег, чтобы выставить защитное оборудование. Ведь, если этого не сделать, наступают самые тяжелые последствия для природы, — уверен Михаил Сарков.
   
Помимо этого, оснащение судна позволяет проводить надводные и подводные спасательные операции. Например, для проведения спасательных операций с затонувшими судами «Кавдейкин» имеет два водолазных комплекса. В одном — барокамера, в другом — водолазное оборудование. Да и мест для размещения спасённых на судне хватит за глаза.

— Мы можем разместить на борту 81 человека. Для этого в каждой каюте есть дополнительная разборная койка и госпитальное помещение на 6 мест. А вообще наши спасательные плоты рассчитаны на 203 человека каждый. Всего их два, по одному на каждом борту, — сообщил капитан Александр Масленников.

Экипаж судна всего 20 человек. Основной его костяк составили опытные моряки, отработавшие не один год на других морских спасателях. Они будут делиться опытом с новичками, набор которых ещё продолжается. После его завершения судно станет на постоянное дежурство наряду с другими спасательными судами бассейнового управления. По сравнению с ними «Спасатель Ковдейкин» — просто космический корабль.

— Техническое оснащение судна — ультрасовременное. Здесь установлена система динамического позиционирования. То есть, не капитан дергает ручки, а уже компьютер  управляет судном, используя связь со спутниками. Система позволяет судну самому корректировать своё положение, чтобы даже в шторм оставаться на одном и том же месте. Это все обеспечивается двигателями судна. Из них основных двое и плюс 4 подруливающих устройства, которые позволяют швартоваться хоть кормой, хоть носом, хоть бортами. Каждое из них имеют мощность 900 киловатт или более тысячи лошадиных сил, — продолжает  Александр Масленников.
   
И это при том, что новое судно экономично – оно работает на флотском мазуте ИФО-180. Это густое топливо, практически асфальт, а значит, расходуется оно очень медленно.

Как мы уже упоминали, новое судно пополнило спасательный флот бывшего МБАСУ. Сейчас у него три судна, один из которых в ремонте, другой находится на постоянном дежурстве. Они могут выполнять поставленные задачи, но по оснащенности и модернизации они — уже вчерашний день. Например, «Капитан Мартышкин» по мощности превосходит новичка, но из-за технологического отставания, он не может применить так свою мощность, как может «Кавдейкин».

О необходимости усиления арктической группировки морских спасателей специалисты говорили давно. На каждой конференции, посвященной проблемам экологической безопасности в Арктике, упоминалось о том, что случись что-то страшное, нам не хватит сил и средств для ликвидации. И тогда хрупкая природа севера понесет серьезный урон.

— Очень хорошо, что такое судно появилось у нас! Разливы у нас в Кольском заливе случались и мы, конечно, как-то выходили из положения. Но с этим судном нам реально будет спокойней — оборудование на нём действительно современное и то, которое нужно. И я думаю, что он сильно поможет нам с ликвидацией, если, не дай Бог, что-то случиться опять, — прокомментировал увиденное на борту начальник отдела водных ресурсов министерства природных ресурсов и экологии Мурманской области Владимир Смирнов.
  
Полной зоной ответственности нового морского спасателя будут огромные морские территории от границы с Норвегией до якутского порта Тикси. До него «Спасатель Кавдейкин» при хорошей погоде может дойти за семь дней.

— Этого вполне хватит для того, чтобы, например, местные ликвидаторы разливов нефтепродуктов продержались своими силами. Ведь у нас в каждом порту на Севморпути есть пункты с сотрудниками и оборудованием, необходимым для начального этапа локализации разлива. Их главная обязанность — до прихода судна не допустить попадания пятна на берег, — рассказывает Михаил Сарков.
  
По словам заслуженного капитана, выстроенная ещё с советских времен система позволяет держать ситуацию под контролем. Вот только что будет, если Арктика продолжит таять, открывая воду для мореплавания? Такие прогнозы давно публикуются. Тогда Севморпуть превратиться в большой тракт, по которому потоком пойдут огромные океанские суда, принося новую опасность заполярной природе.