News

Фукусима автомобильная

Опубликовано: 21/08/2013

Автор: Игорь Ядрошников

В то время, как в Японии продолжается утечка радиоактивной воды, загрязнение с АЭС «Фукусима-1», похоже, распространяется по миру и другими путями. По сообщению Роспотребнадзора, в Россию из Японии импортируются «радиоактивные» автомобили.

Как сообщил в августе Роспотребнадзор, с начала этого года на границе остановили 80 подержанных японских автомобилей, которые не прошли радиационный контроль и представляют опасность для здоровья людей. Всего «запрещено к ввозу 112 партий продукции загрязненной радионуклидами, из них: 80 автомобилей, бывших в эксплуатации, 30 партий запасных частей и 2 партии водной и специализированной техники».

Пограничный радиационный контроль был введен в 2011 году после аварии на АЭС «Фукусима-1», и с тех пор им было забраковано более 520 автомобилей, более 280 запчастей, около 20 единиц водной и специализированной техники. Надо сказать, что количество опасной техники постепенно снижается. Федеральная таможенная служба сообщила, что в 2011 году в квартал в среднем выявлялось 90 опасных объектов, в 2012 – 75, в 2013 – в первом квартале найдено 59, во втором – 43. При этом, далеко не все забракованные машины отправляются обратно. После дополнительной проверки некоторые все же получают разрешение на ввоз в Россию.

Японская сторона весьма критически относится к российскому пограничному контролю и считает проблему искусственно созданной. В связи с этим Роспотребнадзор заявляет, что он готов к цивилизованному обсуждению спорных ситуаций, но пока «информации о мерах, принимаемых Японией в отношении урегулирования вывоза автомобилей  бывших в эксплуатации на ее территории, и имеющих радиоактивное загрязнение в Роспотребнадзор не поступало».

Между тем есть информация, что Японская Ассоциация Автопроизводителей (JAMA) начала проверять  уровень загрязнения вывозимых автомобилей, и на сегодняшний день все вывозимые автомобили проходят проверку без проблем. В случае обнаружения радиации, машины моют специальными жидкостями.

При этом, есть эксперты, которые считают, что Россия специально поднимает малосущественную тему «радиационного загрязнения», чтобы сократить ввоз автомобилей из Японии. Так считает, к примеру, Ютака Шиота (Yutaka Shiota), управляющий директор ассоциации экспортеров подержанных автомобилей Японии. В интервью The Wall Street Journal Japan он заявил: «Россия является крупнейшим рынком подержанных автомобилей из Японии, и это единственная страна, которая продолжает жаловаться на радиоактивное заражение, и отправляет машины обратно. Учитывая различные торговые барьеры, которые Россия наложила на Японию, как высокие тарифы на импорт, они просто не хотят иметь импортированных японских автомобилей».

Россия демонстрирует озабоченность чуть ли не на самом высоком уровне: в начале августа главный санитарный врач России Геннадий Онищенко заявил, что «Роспотребнадзор по-прежнему обеспокоен ввозом в страну «фонящих» японских иномарок». Японцы вынуждены подстраиваться – хотя в самой Японии действует норма допустимого уровня радиации на отметке 0,3 МкЗв/ч (микрозиверт в час), по сообщениям СМИ они специально снизили эту норму для экспортируемых в Россию автомобилей до 0,2 МкЗв/ч. Но и это часто не помогает.

В заключение стоит заметить, что некоторые факты позволяют предполагать, что японский пограничный контроль не так уж и непроницаем. К примеру, были сообщения, что в мае этого года контейнер с пятью «фонящими» авто был задержан на границе Казахстана и Киргизии в Чуйской области.

Наша справка: По мнению японского Министерства финансов, в 2012 году в Россию экспортировано 131 999 подержанных автомобилей и 300 единиц «фонящих» объектов составляют очень маленькую их часть.

Обычно принято считать, что безопасный (остающийся в пределах возможного естественного фона) уровень радиации – до 0,5 МкЗв/ч. В крупных городах Урала, Сибири и Дальнего Востока появились организации, которые примерно за 1 500 рублей проводят проверку личного транспорта на предмет радиации.