News

Андрей Максимов: «Наступило время, когда экологи должны использовать свой шанс»

Опубликовано: 12/08/2013

Автор: Евгений Усов

Корреспондент «Беллоны» беседует с популярным писателем, телеведущим Андреем Максимовым на тему экологии и роли искусства в привлечении людей к «зеленой» тематике.

Андрей Максимов исследовал жизненные ценности современного российского общества и пришел к выводу, что имя одной из основных – «гламур»: жизнь удалась, если ты стал знаменитым и богатым. Оказалось, что, по большому счету, кроме «гламура» никакой объединяющей идеи у общества нет  – большинство живет либо стремлением стать знаменитым и богатым, либо отрицанием этих вещей…

Может ли появиться другая идеология и какою она может быть?

С популярным телеведущим встретился наш корреспондент.

Несовпадение с природой

Андрей, в книгах и на телеэкране вы говорите, кажется, обо всем на свете. А вот о «зеленой» теме – ни слова. Почему?

– Моя беда в том, что я до мозга костей городской человек и в любом природном окружении чувствую себя, как это ни странно, не очень уютно, в какой-то опасности, что ли. Приведу пример. Не так давно были с женой в Пятигорске. Ходили по горам, дышали чудесным воздухом – все было прекрасно. Но вот когда вернулись в Москву, вошли в метро, я вдруг остро понял: наконец-то я дома. Толкучка, духота – но я дома!

На природе чувствую себя чужим, словосочетание «ночуем в палатке» вызывает у меня панику. При этом я понимаю: все окружающее нас – единый организм, и он гораздо более сложный, чем мы можем себе представить. К примеру, если исчезают какие-то животные, это, так или иначе, отражается на жизни всех людей.

Я бы требовал от учителей читать, разбирать с детьми рассказ Рея Брэдбери «И грянул гром» – про человека, который попал в прошлое и убил бабочку. Когда герой вернулся, то нашел мир полностью изменившимся, да так, что в нем не осталось места для него самого. Это наглядно показывает, как в мире все взаимосвязано, и что последствия необдуманных действий могут наш мир поменять до неузнаваемости.

Где российский Брэдбери?

При столь редком качестве – «несовпадение с природой» – вы, тем не менее, судя по вашим передачам, понимаете главное: окружающую среду надо беречь. В отличие, скажем, от многих любителей отдыха на реке и ночевки в палатке. (Стоит только оценить количество свалок в местах массового релакса!) Так вот, как, по-вашему, донести до тех самых широких масс «зеленое» сознание? Могут ли эту миссию взять на себя люди искусства?

– В обществе должны быть такие люди, которые будут постоянно теребить общество – в первую очередь людей искусства. Я не знаю ни одного писателя, журналиста, режиссера, актера, которые сказали бы: «экология – это ерунда». Но им и в голову не приходит написать такой рассказ, как у Брэдбери, или поставить спектакль, который перевернул бы сознание людей в области экологии.

Между экологами и обществом не налажены связи

Мне вообще кажется, что между экологами и обществом не налажены связи. Вот между психологами и обществом, к примеру, связь имеется, и они постоянно говорят нам разные умности да и глупости тоже, про существо человека, про его мозг, возможности и т. д. Они очень активны, и люди их слышат. Чего не скажешь о «зеленых».

Как эту связь наладить?

– К сожалению, не знаю. Вот мы поговорим, а потом я пойду своими делами заниматься как и любой другой человек. Не получится же так, что я тут же все брошу и пойду «штурмовать экологию»…

«Зеленое» видение требует подготовки

Хотя все понимают, что ситуация у нас аховая, осуществляются не обоснованные ни экономически, ни экологически проекты, взрываются агрегаты ГЭС, падают стены реакторных отсеков строящихся АЭС. Экологи вынуждены бросаться на амбразуры. Это их ноша, их подвиг. Если встанет вопрос о выборе: или теребить деятелей искусства или спасать исчезающий вид, то они будут спасать этот вид. Это правильно, но в этом и опасность, ведь общество остается в стороне, не понимая, что происходит, а у экологов не хватает сил, чтобы подробно объяснить им суть драмы. Вот писатель и режиссер тоже сидят, даже не догадываясь о происходящем.

Ведь дело еще и в том, что «зеленое» видение требует от человека определенной подготовки, технического образования, поскольку заключается в понимании непростых техногенных процессов, происходящих в окружающей среде. Возможно, это является еще одной причиной того, что у нас нет мощных художественных произведений, где бы отражалось то, о чем мы говорим. В которых бы глубоко, эмоционально и проникновенно было показано, как сложна и важна эта проблема для самого существования человека.

Решающее слово – за деятелями искусства

Тогда подойдем с другой стороны: может быть, имеет смысл ужесточить законы?

– Конечно, законодательную базу надо укреплять. И по всем направлениям. Ведь не только автомобили и заводские трубы загаживают нашу планету, но и конкретные люди. Однако законы – не главное. Как там сказал Салтыков-Щедрин – «Строгость российских законов смягчается необязательностью их исполнения». Люди должны понять, осознать на психологическом уровне, что все это очень серьезно.

Вернемся к искусству. Меня поразило недавно вот что. Знаменитый хоккеист Харламов похоронен рядом с моими родителями, и я много раз проходил мимо его могилы. И вот после выхода фильма «Легенда номер 17» я увидел на его могиле небывалое количество цветов. Еще раз убедился, что кино может сделать чудо. В данном случае оно убедило людей, что Харламов и Тарасов – великие спортсмены.

Вы хотите сказать, что если можно помочь гражданам вспомнить про великого спортсмена, то почему нельзя – про экологию?

– Именно. Так что в той ситуации, в которой мы находимся, которую мы обсуждаем, решающее слово – за деятелями искусства, а не законодателями.

Совет экологам

– Если бы я имел право дать экологам совет, я бы сказал так: после краха советской власти был взрыв интереса к экологии. Потом людей подмял под себя нарастающий вал социальных проблем. Сейчас россияне начали понемногу распрямляться. Многие опять готовы не выживать, а жить. В том числе готовы воспринять ту самую экологическую концепцию или идеологию, которую могли бы (должны бы!) разработать экологи. Люди, на мой взгляд, готовы воспринять такие доводы: вам кажется, что вы можете хорошо жить, но это до первого цунами или аварии на химкомбинате. Человек хозяин своей судьбы и важнее бога, пока ураган не случился.

Сегодня поле общественного сознания свободно от идей. По большому счету, их нет ни у власти, ни у оппозиции. Вот тут бы пришел информированный эколог и сказал: «Ребята, вы не понимаете, что делаете. Нужно так и так. Надо не с властью или за власть бороться! Надо бороться за жизнь»! Так что не упустите свой шанс!