Россия будет отстаивать свои интересы в Арктической зоне

frontpageingressimage_Dvorkovich2.JPG Photo: Anna Kireeva

Одно из совещаний было посвящено и вопросам реализации ратифицированного в 2011 году договора между Российской Федерацией и Королевством Норвегия о разграничении морских пространств и сотрудничестве в Баренцевом море и Северном Ледовитом океане.

По словам Дворковича, необходимо обеспечить межведомственное взаимодействие для полномасштабной реализации интересов России в Арктике.

«Важно не потерять выгоды, которые можно приобрести от активной работы в российской Арктике», – рассказал он, отметив, что Мурманская область будет играть важную роль.

«Для освоения, развития, изучения и защиты Арктики Мурманская область является одним из ключевых регионов, так как находится на самом севере Росси. Мы рассматриваем Мурманскую область как один из наших форпостов, как базу для проведения всех этих видов деятельности. Я не стал бы выделять ни один из регионов как самый важный, или менее важный, но, тем не менее, специфические особенности области вызывают необходимость относиться к её развитию как к одному из приоритетов», – рассказал вице-премьер на брифинге в Мурманске.

Говоря о ратифицированном договоре между РФ и Норвегией по разграничению спорной зоны в Баренцевом море, Дворкович признал, что до сих пор есть проблемы с нашими северными соседями из-за разницы в законодательствах двух стран. Он уверен, что в ближайшее время все разногласия будут улажены.

Безопасность работ на шельфе

Участники совещания уделили внимание вопросам освоения морских нефтегазовых месторождений континентального шельфа в Арктической зоне, в том числе на шельфе  Баренцева моря. По словам руководителя Росрироднадзора Владимира Кириллова, освоение месторождений на шельфе является одним из наиболее опасных видов хозяйственной деятельности.

«Добыча и транспортировка углеводородного сырья сопряжена с вероятностью аварий и катастроф на объектах обустройства морских нефтегазовых месторождений. Возникновение нештатных и аварийных ситуаций на континентальном шельфе России, в условиях природно-климатических особенностей Арктики,  может  нанести непоправимый ущерб окружающей среде и потребует значительных материальных и человеческих ресурсов на ликвидацию самой аварии и ее последствий», – рассказал Кириллов.

Глава Росприроднадзора также рассказал, что с вступлением в силу п.4 ст.34 ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» государственной экологической экспертизе стали подлежать планы предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов (ЛАРН).

Отсутствие заключения экспертизы по плану ЛАРН автоматически запрещает деятельность по освоению месторождений углеводородов во внутренних морских водах, в территориальном море, в исключительной экономической зоне, на континентальном шельфе. Так же при проведении экспертизы учитывается наличие особо охраняемых природных территорий в зоне предполагаемого месторождения углеводородного сырья.

Напомним, что сейчас на шельфе Баренцева моря открыто 11 месторождений, где ведут работы пять российских компаний. Наиболее крупными месторождениями являются: Приразломное (оператор – «Газпромнефтьшельф»), Поморское («Роснефть”), Штокмановское («Газпром»).

Росприроднадзор предлагает осуществить комплексную оценку для выявления наиболее уязвимых участков экосистемы на шельфе Баренцева моря. Контроль за компаниями-операторами планируется осуществлять с помощью природоохранных судов ледового класса.

«Правительство Российской Федерации уделяет большое внимание  вопросу строительству природоохранного флота. Запланировано строительство 20 судов, причем 8 из них ледового класса для работы в том числе на шельфе арктических морей, что позволит выполнить возложенную на Службу надзорную функцию в полном объеме», – отметил Кириллов.

По словам главы Росрыболовства Андрея Крайнего, Россия будет наращивать свое присутствие на архипелаге Шпицберген. В частности, часть судов мурманского аварийно-спасательного отряда будет базироваться там на постоянной основе.

Это необходимо для оперативного реагирования на аварии и разного рода ЧП в Баренцевом море, поскольку путь до этого района из Мурманска занимает порядка трех суток.

Анна Киреева

anna@bellona.ru