Орхусская конвенция: присоединение РФ затягивается?

25 июня 2013 года исполняется 15 лет с момента принятия конвенции «О доступе к информации, участию общественности в принятии решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды» (Орхусская Конвенция), которая была подписана 38 странами в г. Орхусе в Дании в 1998 году. Российская Федерация активно участвовала в обсуждении конвенции, но ее не подписала. На сегодняшний день из стран СНГ к конвенции не присоединились лишь Россия и Узбекистан.

Поручения президента

Еще в июне 2011 года Дмитрий Медведев, занимавший пост Президента Российской Федерации, поручил правительству рассмотреть вопрос о присоединении  к Орхусской конвенции. Однако в обозначенный президентом срок данное поручение  выполнено не было.

Присоединение России к Орхусской конвенции также обсуждалось 15 марта 2012 года на выездном заседании Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека, посвященном вопросам экологической безопасности и защиты окружающей среды.

В перечень поручений Президента Российской Федерации по итогам мероприятия был включен вопрос о присоединении к Орхусской конвенции. Поручение в указанный срок не выполнено.

30 апреля 2012 года Президент Российской Федерации утвердил Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года.  В соответствии с планом действий по реализации вышеназванного документа, который утвержден Распоряжением Правительства от 18 декабря 2012 г. № 2423-р, присоединение к Орхусской конвенции запланировано на 2013 год.

Ответ Минприроды

5 июня 2013 года экологические активисты «Беллоны» получили ответ из Минприроды России, в котором говорится, что «в марте 2013 года Минприроды России совместно с МИД России представили в Правительство Российской Федерации предложения (законопроект) о присоединении к Орхусской конвенции ЕЭК ООН. Подготовка и согласование предложений со всеми заинтересованными государственными органами Российской Федерации (83 субъекта Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации и Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, 22 федеральных органа исполнительной власти), а также получение экспертных заключений, проведение общественных обсуждений, получение замечаний и предложений потребовали более года с учетом того, что высказанные замечания повторно согласовывались со всеми заинтересованными сторонами. Не все заинтересованные стороны высказали поддержку присоединению к Орхусской конвенции. В настоящее время изучаются аргументы сторонников и противников законопроекта».

25 июня – Единый День действий

Экологические активисты приняли решение о проведении 25 июня Единого Дня действий за присоединение к Орхусской конвенции.

В этот день проходят акции, цель которых – призвать органы власти Российской Федерации в 2013 году присоединиться к Конвенции ЕЭК ООН «О доступе к информации, участию общественности в принятии решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды».

Как поддержать участием:

•    Подписать и распространить петицию
•    Провести или присоединиться к акции в поддержку подписания Орхусской конвенции

Пожалуйста, присоединяйтесь к кампании!

[picture1]

Основные принципы Орхусской конвенции

Ниже представлены основная цель и общие положения конвенции ЕЭК ООН  Конвенции ЕЭК ООН «О доступе к информации, участию общественности в принятии решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды».

Орхусская конвенция (далее – Конвенция) самым непосредственным образом касается взаимоотношений между органами власти и общественностью.

Цель
– гарантировать права на доступ общественности к информации, участию в процессе принятия решений и на доступ к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды, чтобы обеспечить права каждого человека настоящего и будущих поколений на жизнь в благоприятной окружающей среде.

Доступ к экологической информации

«Экологическая информация» – это  информации о состоянии элементов окружающей среды, таких как воздух и атмосфера, вода, почва, земля, ландшафт и природные объекты, биологическое разнообразие и его компоненты, включая генетически измененные организмы, и взаимодействие между этими элементами; о таких факторах как вещества, энергия, шум и излучение, а также деятельность или меры, включая административные меры, соглашения в области окружающей среды, политику, законодательство, планы и программы, оказывающие или способные оказать воздействие на элементы окружающей среды.

Права общественности:
– любой человек может обратиться в государственный орган с запросом, не объясняя причин, для чего ему нужна информация;
– требовать от промышленных предприятий и коммерческих организаций информацию о  выбросах загрязняющих веществ.   

Обязанности государственных органов:
–  предоставлять запрашиваемую информацию;
– активно распространять информацию, т.е. делать ее оперативной, доступной и своевременной;
– осуществлять сбор и хранение экологической информации, имеющей отношение к их деятельности;
– организовать национальные Реестры выбросов и переносов загрязняющих веществ, которые являются результатом деятельности хозяйствующих субъектов и могут оказать негативное воздействие на состояние окружающей среды и на здоровье населения в конкретной местности.

Участие общественности в процессе принятия экологически значимых решений

Основные направления общественного участия в соответствии с конвенцией: при подготовке планируемой деятельности, при разработке планов и программ, при подготовке проектов нормативных актов.

Права общественности:
– участие в обсуждениях и процедуре ОВОС;
– участие в разработке градостроительной документации и планов действий по охране окружающей среды;
– участие в обсуждении нормативных правовых актов.

Обязанности государственных органов:
– привлекать общественность на начальной стадии принятия решения, когда еще можно повлиять на принимаемое экологически значимое решение;
– обеспечивать эффективное информирование и обеспечить разумные сроки участия общественности;
– обеспечивать проведение ОВОС, если деятельность оказывает воздействие на окружающую среду;
– обеспечивать доступность информации, возможность подачи замечаний и надлежащим образом их учесть;
– привлекать граждан на этапе планирования градостроительной документации;
 – опубликовывать и знакомить общественность с проектами правовых актов;
– предоставлять общественности возможность принять участие в обсуждении законопроектов.

Доступ к правосудию
Конвенция предусматривает внесудебные и судебные процедуры при решении вопросов, касающихся окружающей среды.

Права общественности:
– обращение с жалобой на неправомерное решение органа власти в вышестоящий орган (вышестоящему должностному лицу);
 – подача заявления в прокуратуру;
–  обращение к уполномоченному по правам человека;
– обратиться с жалобой или исковым заявлением в суд.

Обязанности государственных органов:
– гарантировать применение надлежащих механизмов правосудия и юридической защиты граждан, чьи права были нарушены, в том числе право на благоприятную окружающую среду, право на экологическую информацию, право на участие в принятии экологически значимых решений.

Комитет Конвенции по вопросам соответствия и соблюдения
После вступления Конвенции в силу, закрепленные в ней обязательства приобретают для сторон юридическую силу.

К основным полномочиям комитета можно отнести:
– определение стандартов по выполнению Конвенции;
– предоставление рекомендаций и выводов;
– общественность может обращаться по вопросам соблюдения конвенции.

Нина Поправко