Местные жители приостановили транспортировку вредного сырья через поселок

ingressimage_Asha.jpg

Уральский федеральный округ является одним из наиболее развитых промышленных регионов Российской Федерации, в связи с чем испытывает значительные антропогенные нагрузки на окружающую среду. Здесь расположены самые «грязные» производства – металлургические, энергетические, нефте- и газодобывающие и перерабатывающие.

Но тяжелая экологическая обстановка в Уральском федеральном округе обусловлена не только спецификой развития промышленного комплекса Урала, но и повсеместными нарушениями экологического законодательства, которые зачастую и приводят к экологическим катастрофам. При этом местное население с каждым годом все активнее включается в решение экологических проблем.

Химическое сырье – через поселок  

С 2008 года ашинцы выступают против добычи и привоза на площадку Ашинского химического завода из соседней Башкирии марганцевого известняка. Жители поселка Лесохимиков неоднократно обращались к районным властям с просьбой не допустить транспортировку марганца по территории Аши и отгрузку в вагоны на площадке ОАО «АХЗ».

Тем не менее, в 2012 году жители узнали о готовящемся соглашении между ОАО «АХЗ» и ООО «Унитех-НТ» о транспортировке из Улу-Теляка и складировании марганцевого известняка на территории химпредприятия.

Ситуация обострилась, когда с 8 по 15 февраля 2013 года из Башкирии через поселок Вороново марганец на открытых грузовиках повезли на «Ашинский химзавод». Всего было отгружено и отправлено 28 вагонов по 50-60 тонн каждый. Жители опасаются, что транспортировка марганца отрицательно повлияет на экологию реки Ашинка и, как следствие, реки Сим и окружающей среды, а также, что вредная пыль уничтожит урожаи садоводов, а главное – негативно повлияет на здоровье людей.  

Надзорные органы выявили нарушения

Специалисты управления Росприроднадзора провели анализ проб почвы и воды и пришли к выводу о том, что в результате указанных погрузочных работ осуществлялось загрязнение почвы и реки Сим с превышением установленного максимального содержания загрязняющих веществ, в том числе по марганцу.

Общественная активность

После того, как в феврале 2013 года из Башкирии марганец повезли на «Ашинский химзавод» начался сбор подписей против ввоза марганцевого известняка.

В начале марта члены инициативной группы пришли на прием к главе Ашинского муниципального района Виктору Чистякову, представив письмо-протест с тремя тысячами подписей. Жители обратились с жалобой в прокуратуру.

Некоторые горожане заявили о готовности перекрыть трассу М-5 или транссибирскую магистраль, если местные власти и надзорные ведомства не решат проблему.

В результате транспортировка марганца была приостановлена.

Отгрузка сырья – прекращена

Конкурсный управляющий ОАО «АХЗ» Сергей Рогов заверил, что в случае несогласия населения и местной власти он готов расторгнуть договоры с ООО «Унитех-НТ», несмотря на то, что сотрудничество с ООО «Унитех-НТ» поможет сохранить рабочие места и зарплату для рабочих.

Городская прокуратура внесла в адрес конкурсного управляющего ОАО «Ашинский химический завод» представление об устранении нарушений экологического законодательства с требованием прекратить отгрузку марганцовистого известняка, а так же решает вопрос о применении других мер ответственности по выявленным нарушениям закона.

Комментарий адвоката Нины Поправко:

Несмотря на то, что как добыча полезных ископаемых, так и транспортировка сырья, и его дальнейшая переработка способствуют развитию инфраструктуры регионов, увеличению численности рабочих мест и в конечном итоге улучшению качества жизни граждан, с другой стороны – отсутствие оценки воздействия на окружающую среду еще на этапе планирования хозяйственной деятельности приводит к тому, что такая деятельность может представлять опасность для окружающей среды и здоровья населения.

Именно при осуществлении ОВОС рассматриваются, в том числе и вопросы доставки сырья к объекту.

Основными законодательными документами, регулирующими участие общественности при выполнении процедуры ОВОС, являются «Положение об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации» и международные конвенции «Об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте» (Конвенция Эспо) и «О доступе к информации, участии общественности в процессе принятия решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды» (Орхусская конвенция).  

Однако международные конвенции Российской Федерацией не ратифицированы, следовательно, не являются частью ее правовой системы.

В соответствии с  приказом Госкомэкологии РФ от 16.05.2000 г. № 372 «Об утверждении Положения об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду» ОВОС проводится для намечаемой хозяйственной и иной деятельности, обосновывающая документация которой подлежит экологической экспертизе.

После внесения изменений в 2007 году в Градостроительный кодекс РФ и Федеральный закон от 23.11.1995 № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» из объектов, обязательных для проведения государственной экологической экспертизы были изъяты почти все проекты промышленной деятельности.  

Экологически безответственные хозяйствующие субъекты чаще всего этим и обосновывают свое бездействие в части непроведения ОВОС и непредоставления  этих материалов заинтересованной общественности.

Правда, в силу ст. 32 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» оценка воздействия на окружающую среду проводится в отношении планируемой хозяйственной и иной деятельности, которая может оказать прямое или косвенное воздействие на окружающую среду, независимо от организационно-правовых форм собственности субъектов хозяйственной и иной деятельности.

Следовательно, на стадии «планируемой деятельности» ОВОС в рамках процедуры общественных обсуждений соответствующих материалов, должен проводиться в обязательном порядке.

Но возникает иная проблема: даже если ОВОС и проведен, а заинтересованная общественность на общественных обсуждениях высказалась «против», в российском законодательстве отсутствует реальный механизм учета общественного мнения.

Тем не менее, в соответствии со ст. 28 Градостроительного кодекса РФ и ст. 28 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» общественное участие и учет мнения заинтересованных сторон регламентируется при разработке градостроительной документации в рамках проведения публичных слушаний. Подробнее эта процедура должна быть прописана в Уставах муниципальных образований и нормативно-правовых актах муниципальных образований, но и она не всегда однозначно регулирует учет предложений, рекомендаций и замечаний общественности.

Подобная правовая неопределенность в части проведения ОВОС и участия  общественности вызывает обеспокоенность экологических активистов.
На состоявшейся 18-19 апреля 2013 года в Санкт-Петербурге Всероссийской конференции «Общественное участие в принятии решений, влияющих на окружающую среду» экологи призвали правительство Российской Федерации  ускорить подготовку документов для ратификации международных Конвенций.

В настоящее время Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации внесло в правительство законопроекты о ратификации конвенций. Но процедура требует получения согласования со всеми заинтересованными органами власти Российской Федерации (83 субъекта Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации и Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, 22 органа исполнительной власти).

 

Ольга Растихина – юрист-эколог общественного движения «За природу» г. Челябинск, координатор проекта «Гражданское движение: от реальности к влиянию» по Уральскому федеральному округу.


Материал подготовлен в рамках проекта «Гражданское движение: от реальности к влиянию»
Экологического Правозащитного Центра «Беллона»
при финансовой поддержке Европейского Союза

Ольга Растихина