News

Общественные обсуждения проектов нефтеразведки не интересуют Мурманскую область

wikimedia commons

Опубликовано: 20/05/2013

Автор: Анна Киреева

В Мурманской области состоялись общественные слушания по проекту строительства поисковых скважин в Баренцевом море. Кроме разработчиков проекта и Президиума, на слушания пришли только два человека, и те были представителями общественных экологических организаций.

То ли экологическая составляющая разработки нефтегазовых месторождений в Баренцевом море более не интересует простых жителей Мурманской области,  региональных чиновников, законодателей и представителей государственных экологических структур, то ли информирование об общественных слушаниях было формальным (объявление в местной газете «Кольское слово» тиражом 1 400 экземпляров), но на мероприятие почти никто не пришел.

А между тем на обсуждение выносились материалы оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС) проекта строительства поисковых скважин на лицензионных участках Кольский-1, Кольский-2 и Кольский-3.

Эти участки находятся в южной части Баренцева моря в 200-300 км от города Мурманска и в 30-70 км от ближайшей береговой черты Мурманской области.

По словам представителя компании «Севернефтегаз», при бурении и обустройстве скважин будет учитываться опыт других Арктических проектов на таких месторождениях как Приразломное, Медынское, Варандейское.

Работы будут вестись с помощью полупогружной буровой установки, которая, по словам разработчиков проекта, полностью удовлетворяет требованиям по экологической безопасности и разрешена для проведения работ в Арктических условиях.

По словам представителя заказчика проекта ОАО «Севернефтегаз» Алексея Бельского, основными физическими воздействиями на окружающую среду при бурении скважин будут акустические шумы, тепловое воздействие в результате выброса выхлопных газов энергетических установок, продуктов сжигания углеводородной продукции скважины в факеле или при авариях, забор воды для технических нужд, а также сброс в акваторию нерастворимых материалов – отходов бурения, мусора и т.д.

Однако разработчики уверены, что при работе в штатном, безаварийно режиме все виды воздействия окажутся минимальными.

«Воздействие на биоту акустических полей работающей буровой установки будет носить локальный и кратковременный характер, зависеть от вида животных и сезона года и проявится в их уходе от источника звука», – отметил Бельский.

Он также рассказал, что по результатам расчета рассеивания загрязняющих веществ, эксплуатация полупогружной установки не вызовет значимого ухудшения состояния загрязнения атмосферного воздуха в районе строительства скважины. Предусмотренные проектом технологии приготовления, хранения и использования бурового раствора, утилизации шлама при безаварийной работе не вызовут существенных изменений в состоянии биоты в районе лицензионных участков.

«Таким образом, в штатном режиме работы воздействие на водную среду будет минимальным», – уверен он.

Предупреждение нефтеразливов

По словам разработчиков проекта, комплекс мер по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти соответствует российскому законодательству.

План ЛАРН  учитывает трехуровневую концепцию реагирования на разливы нефти на море и обеспечения готовности к их ликвидации, принятую в России в соответствии с «Руководством по разработке планов ликвидации разливов нефти».

«По судовому плану буровой установки предусмотрены меры по обеспечению совместных с Мурманским бассейновым аварийно-спасательным управлением и предприятием-подрядчиком по бурению действий для локализации и ликвидации разливов на поверхности моря. Развертка боновых заграждений происходит быстро и это позволяет при быстрой автоматической герметизации устья скважины уменьшить загрязнение акватории», – отмечают разработчики проекта.

Кроме того, на весь период строительства скважины с целью несения аварийно-спасательной службы предусматривается в районе проведения работ дежурство одного аварийно-спасательного судна типа «Фобос», укомплектованного комплексом специального оборудования для проведения аварийно-спасательных работ.

«Севернефтегаз» исключает возможность повреждения прибрежной полосы при проведении работ, т.к. скважина находится на значительном удалении в море.

«Работы по изыманию грунта не планируются. Работы по сейсморазведке, а также эхолокационные, гравиметрические, магнитометрические исследования проводиться не будут. Планируемые работы не будут оказывать влияния на качество воды и донного грунта», – уверены представители компании.

По словам представителя Баренцевоморского офиса WWF Сергея Жаворонкина, сам проект, конечно, представляет потенциальную опасность. Основной проблемой является отсутствие в регионе места для размещения нефтяных отходов в случае аварийных разливов.

«Допустим, при возникновении аварийного разлива нефти, компании удалось все вовремя локализовать и собрать. Но в Мурманской области нет ни одного предприятия, способного принять хоть какое-то количество собранной нефти», – заявил он на слушаниях, которые состоялись 17 мая.

Разработчики проекта пообещали заняться проблемой, и, возможно, совместно с областным правительством, решить ее к 2016 году, когда планируется начало реализации проекта.