News

Amnesty International выступила в защиту антиядерщиков Беларуси

Amnesty International
amnesty.org

Опубликовано: 18/04/2013

Автор: Андрей Ожаровский

Экологические активисты, в частности противники атомной энергетики, наряду с другими гражданскими активистами в Беларуси подвергается репрессиям со стороны властей, нетерпимых к любой форме критики. Такой вывод содержится в докладе, опубликованном в 18 апреля 2013 года организацией Amnesty International. В докладе особое место уделено нарушениям, связанным со строительством АЭС в Беларуси.

Вчера Amnesty International опубликовала доклад «Что не разрешено – то запрещено. Подавление гражданского общества в Беларуси» (Индекс: EUR 49/002/2013 Amnesty International Апрель 2013). В докладе констатируются многочисленные нарушения, связанные со строительством АЭС в Беларуси: отказ в предоставлении информации, манипулирование на общественных слушаниях, произвольные задержания и аресты активистов.

«Власти Беларуси должны обеспечить свободу выражения мнения гражданами и положить конец политическим репрессиям. Для этого властям нужно пересмотреть указы президента и законы, касающиеся регистрации и деятельности НКО. Необходимо, чтобы чиновники уважали право граждан на свободу объединений и свободу собраний», – заявила представитель Amnesty International Хеза Макгилл.

Amnesty International обращается к властям Республики Беларусь:

«Amnesty International призывает белорусские власти выполнять обязательства, взятые на себя в соответствии с Орхусской конвенцией, и гарантировать право на информацию, участие общественности в процессе принятия решений и право обжаловать отказ в предоставлении информации в суде или ином независимом и беспристрастном органе, учреждённом в соответствии с законом. Беларусь обязана не только поддерживать объединения, организации и группы граждан, выступающие за защиту окружающей среды, но и ограждать от всяческого преследования, притеснения и наказаний лиц, которые пользуются подобными правами.

Организация также призывает белорусские власти расследовать обстоятельства административного задержания Андрея Ожаровского и Татьяны Новиковой, которых, предположительно, задержали в июле 2012 года в нарушение их права на свободу собраний. Если будет установлено, что задержание носило произвольный характер, им полагается компенсация в соответствии с обязательствами Беларуси согласно пункту 5 статьи 9 МПГПП».

С любезного разрешения Amnesty International публикуем фрагмент доклада, касающийся притестений участников Белорусской антиядерной кампании.

7. АКТИВИСТЫ-ЭКОЛОГИ

«Нам нужна свободная дискуссия. Если бы мы получили возможность обсуждать проблемы, общество было бы совершенно другим». Татьяна Новикова, экологическая организация «Экодом».

Защита окружающей среды — одна из главных проблем, вызывающих общественный интерес. Она влияет на соблюдение прав людей и качество их жизни. А в Беларуси — одной из тех стран, которые более всего пострадали от Чернобыльской аварии, — эта задача приобретает особое значение. При этом активисты-экологи сталкиваются там с задержаниями и притеснениями за то, что пользуются своим законным правом на получение и распространение информации о состоянии окружающей среды. В 1986 году катастрофа на Чернобыльской АЭС (север Украины, рядом с границей Беларуси) стала одной из самых страшных в истории ядерной энергетики. От этого напрямую пострадали сотни тысяч людей. По сей день идут споры о точном количестве людей, чье физическое здоровье подорвала авария. Множество людей получили психологическую травму. Страх и психологические последствия аварии усугубились тем, что власти не проинформировали население надлежащим образом о произошедшем. Советское правительство на протяжении нескольких дней молчало об аварии, а в дальнейшем информация о ней была крайне скупа. Спустя почти тридцать лет активисты-экологи Беларуси лишены возможности открыто высказывать свои опасения. Они продолжают бороться за то, чтобы получать информацию о проектах, оказывающих непосредственное влияние на их жизнь.

Важность сохранения окружающей среды признается в целом ряде соглашений и деклараций ООН, которые не только возлагают на государства ответственность за ее защиту, но и подчеркивают важность вовлечения общественности в решение экологических проблем. Принцип 10 Рио-де-Жанейрской декларации по окружающей среде и развитию гласит:

Экологические вопросы решаются наиболее эффективным образом при участии всех заинтересованных граждан — на соответствующем уровне. На национальном уровне каждый человек должен иметь соответствующий доступ к информации, касающейся окружающей среды, которая имеется в распоряжении государственных органов, включая информацию об опасных материалах и деятельности в их общинах, а также возможность участвовать в процессах принятия решений. Государства развивают и поощряют информированность и участие населения путем широкого предоставления информации. Обеспечивается эффективная возможность использовать судебные и административные процедуры, включая возмещение и средства судебной защиты.

В Орхусской конвенции 1998 года делается особый акцент на правозащитный аспект охраны окружающей среды. Она требует от государственной власти публиковать информацию об окружающей среде и обязывает государства-участников гарантировать право на информацию, участие в процессе принятия решения и право обжаловать отказ в предоставлении информации в суде или ином независимом и беспристрастном органе, учрежденном в соответствии с законом. Государства-участники должны в надлежащем порядке признавать и поддерживать объединения, организации и группы граждан, выступающие за защиту окружающей среды, и ограждать от преследования, притеснения и наказаний лиц, которые пользуются этими правами. Беларусь ратифицировала Орхусскую конвенцию девятого марта 2000 года. Конвенция вступила в силу 30 октября 2001 года. Однако вопреки урокам Чернобыля, Беларусь продолжает нарушать свои обязательства, принятые в соответствии с Орхусской конвенцией и направленные на привлечение общественности к решению экологических вопросов. Делегаты совещания стран-участниц конвенции, проходившего в Кишиневе (Молдова) в июне – июле 2011 года, пришли к выводу, что Беларусь не проводит консультаций с общественностью и не информирует население применительно к двум проектам, которые окажут большое влияние на окружающую среду: возведение ГЭС на реке Неман и строительство АЭС в городе Островец.

7.1 АЭС В ОСТРОВЦЕ

В 2007 году было принято решение о строительстве АЭС в близи города Островец. Двенадцатого ноября 2007 года вышел указ президента №565 «О некоторых мерах по строительству атомной электростанции», которым создавалась Дирекция строительства атомной электростанции. Строить АЭС было решено недалеко от городка Островец, расположенного в живописном месте на границе с Литвой. Татьяна Новикова из экологической организации «Экодом», посетила общественные слушания, которые устроила дирекция девятого октября 2009 года:

«Слушания по проекту проходили в Островце, в 180 километрах от Минска. Попасть туда было непросто, к тому же многих по неясным причинам остановила ГАИ и продержала час-другой. Мы добрались до Островца проселочными дорогами, но когда попытались войти в зал, нам сказали, что мест больше нет. Зал был забит рабочими со строительства АЭС и представителями дирекции. Их вызвали за час до начала регистрации».

К тому моменту как начались слушания, работа над проектом строительства АЭС уже шла с 2007 года. Заказчик строительства разрешил ознакомиться с оценкой его последствий для окружающей среды у себя в офисе в Минске, но не позволил сделать никаких копий.

На совещании комитета по исполнению Орхусской конвенции, прошедшем в рамках встречи государств-участников в Кишиневе в июне – июле 2011 года, комитет пришел к выводу, что общественные консультации касательно строительства АЭС в Островце были организованы неудовлетворительно: во-первых, общественность не участвовала в принятии решения о самом строительстве АЭС, а лишь могла обсуждать, как минимизировать его возможные экологические последствия; во-вторых, оценка воздействия на окружающую среду не была доведена до сведения широкой общественности. Кроме того, процесс консультаций организовывал заказчик строительства, что недопустимо, потому что он является заинтересованной стороной.

Активисты-экологи, которые пытались поучаствовать в общественных слушаниях, а затем высказать свои критические замечания, столкнулись с административными задержаниями; помимо этого, у них отняли их информационные материалы в нарушение права на свободу мирных собраний и свободу выражения мнений.

7.1.1 АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ЗАДЕРЖАНИЯ

Девятого октября 2009 года задержали российского эксперта-эколога Андрея Ожаровского, приехавшего на общественные слушания в Островец. Его обвинили в мелком хулиганстве: милиция заявила, что тот нарушал порядок в общественном месте, кричал и размахивал руками. Допрос в местной милиции продолжался четыре часа. Он провел под стражей семь дней за то, что попытался пронести на совещание материалы по проекту.

«Вышел оргкомитетчик, говорит: «С материалами вы в зал пройти не можете, без них — пожалуйста, это — ваше право». Делать мне нечего, оставляю пакет, иду за ним в зал. Пару шагов только сделал — слышу сзади команда: «Вали его!» Руку правую заломили и все же в свой синий автобус затолкали. Кричат: «Сиди смирно! Руки на колени! Не шевелиться!» Сижу, что делать-то: их — восемь».

Несмотря на то, что Андрей Ожаровский заранее предупредил о своем намерении посетить слушания, организаторы сначала не пускали его на встречу. Когда он пришел туда, ему сказали, что вход только по приглашениям. Ему и другим активистам-экологам удалось войти лишь в последний момент — как раз когда объявили, что зал полон.

Восемнадцатого июля 2012 года Андрея Ожаровского, Михаила Мацкевича и Татьяну Новикову («Экодом») вновь задержали, когда они собирались передать письмо в посольство РФ в Минске в связи с визитом премьер-министра России Дмитрия Медведева, приехавшего для подписания контракта на строительство АЭС.

Татьяна Новикова и Андрей Ожаровский вместе готовили письмо у нее дома. Когда они вышли из здания, к ним подошли сотрудники правоохранительных органов и сообщили, что те похожи на особо опасных преступников, совершивших несколько краж в этом районе. Милиционеры проверили их паспорта и настойчиво попросили Татьяну Новикову и Андрея Ожаровского пройти с ними в отделение. Когда те поинтересовались, что будет, если они откажутся, милиционеры сказали, что применят силу. Экологов доставили в Московское РУВД города Минска, где у них отобрали паспорта и личные вещи, пояснив, что они обвиняются в мелком хулиганстве (нецензурная брань в общественном месте, часть 1 статьи 17 Административного кодекса). Спустя несколько часов судья вынес приговор. Как рассказала Татьяна Новикова Amnesty International, суд длился всего полторы минуты.

Татьяну Новикову приговорили к пяти суткам ареста, а Андрея Ожаровского за то же правонарушение — к десяти. Татьяна Новикова так описывает условия содержания под стражей:

«Три дня я спала на голых досках, без матраса, в ледяной, сырой камере, и мне было очень тяжело. Условия, в которых находятся тут люди, бесчеловечны.

Постельных принадлежностей не дают. Спят на таком помосте в камере — небольшая деревянная платформа, где можно преклонить голову, но на которой невозможно спать. Туалет в камере ничем не закрыт, так что кругом все воняло, а арестованные платили по пять евро в день за еду, за исключением хлеба и воды, которые давали бесплатно».

Двадцать девятого июля Андрея Ожаровского депортировали в Россию и запретили ему въезд на территорию Беларуси в течение 10 лет.

7.1.2 ОГРАНИЧЕНИЯ НА ВЪЕЗД В ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ

В сентябре 2012 года Татьяне Новиковой и Николаю Уласевичу — координатору белорусской антиядерной кампании — отказали во въезде на территорию Литвы. Их пригласили на конференцию по ядерной энергетике в литовском парламенте.

Литовские пограничники сказали им, что их имена внесены в черный список Министерства иностранных дел Литвы, поскольку они несут угрозу национальной безопасности Литвы и других стран ЕС. В октябре 2012 года оба эколога обжаловали это решение в литовском суде. В январе литовские власти сняли запрет на въезд в отношении Николая Уласевича, а 18 марта 2013 года — в отношении Татьяны Новиковой. Когда Николай Уласевич поинтересовался у судьи причинами запрета, судья ответил, что это государственная тайна.»