News

Где яды ГИПХа зарыты?

Опубликовано: 08/04/2013

Автор: Евгения Дылева

В самом центре Петербурга на набережной Малой Невы находится зона экологического бедствия. Ранее здесь размещался Государственный институт прикладной химии. Однако, не смотря на то, что корпуса института уже снесли, проблема осталась - не все опасные отходы до сих пор вывезены. А с теми, что успели увезти, также возникает масса проблем - часть из них вероятно незаконно складируются во Всеволожском районе Ленинградской области. Комментирует ситуацию юрист «Беллоны».

В Петербурге один за другим лопнули четыре амбициозных проекта. На живописном побережье набережной Малой Невы, в самом центре северной столицы еще в 2007 запланировали строительство элитного квартала, пешеходной набережной и Театра танца Бориса Эйфмана. Квартал получил романтическое название «Набережная Европы». Затем там же планировалось сооружение зданий Верховного и Высшего арбитражного судов РФ. И эти намерения были отложены. Дальше обсуждался проект парка. Наконец – жилья для судей.

За каждым вариантом стояли весьма внушительные структуры, начиная от банковской «дочки» ООО «Петербург Сити» (дочерняя структура «ВТБ Девелопмент»), заканчивая Управделами президента РФ. Но даже столь масштабные действующие лица оказались в сильном замешательстве перед прозаическим фактором: территория набережной оказалась зоной экологического бедствия. А попытки решить вопрос «как всегда», то есть тихо спрятать концы в землю (в данном случае это звучит именно так), уже грозят вылиться в оглушительный скандал.

Химический ожог

Созданный в 1919 году Государственный институт прикладной химии (ГИПХ) ныне Федеральное Государственное Унитарное Предприятие Российский научный центр «Прикладная химия» (ФГУП РНЦ «Прикладная химия») – крупнейшая в России организация химического профиля. Разработки центра обеспечили создание новых технологических процессов производств химических продуктов для многих отраслей экономики. Почти вековая история научного учреждения, его специализация не могли, в прямом смысле слова, не оставить следов на движимом и недвижимом имуществе научного предприятия. И имеющееся оборудование, и здания, и земельный участок без малого в десять гектаров, на котором и были расположены корпуса и складские помещения, фактически получили «химический ожог».

– Здания ГИПХа, особенно технологические, чрезвычайно загрязнены, – говорит доктор геолого-минералогических наук, профессор, заместитель директора по научной работе Центра экологической безопасности РАН профессор Виктор Питулько. – Тяжелыми металлами, фтором и рядом органических веществ – компонентов ракетного топлива. Нами проводились исследования и на глубине, методом бурения и получения образцов почвы. В некоторых местах обнаружены языковые просачивания вышеперечисленных опасных веществ (до глубины 10 метров – авт.) Эта территория – «нарыв» на теле города.

– Использование бывших складов в силу их чрезвычайной загрязненности, представлялось невозможным, – считает генеральный директор ООО «Институт прикладной экологии и гигиены» Алексей Ломтев. – Пребывание человека в этих помещениях было опасно для здоровья. Чтобы провести их очистку, требуется разбор всех строений на отдельные кирпичи и, затем, каждый кирпич нужно подвергнуть специальной обработке. Технологии для таких операций на сегодняшний день не существует. Загрязнение территории такими веществами как ртуть, свинец, сурьма, цинк, кадмий и хром, в концентрациях в 10-20 раз превышающих допустимые, формирует прямой риск заболеваний иммунной системы, центральной нервной системы, почек, нарушения репродуктивной и гормональной функций.

Генеральная уборка на «Набережной Европы»

По заявлению председателя совета директоров ООО «Петербург Сити» Александра Ольховского, для полной рекультивации территории будут снесены все здания ГИПХа. После чего строительный мусор будет переработан на дробильных комплексах, установленных на территории института. Предполагалось переработать 1,3 млн тонн твердых отходов, из которых 500 тыс., как самые опасные, должны были быть утилизированы на полигоне «Красный Бор» в Ленинградской области. Стоимость генеральной уборки ГИПХа была оценена в 2,5 млрд рублей.

Действительно, впоследствии подрядчики демонтировали 12 зданий, вывезли с территории часть производственных корпусов и зараженного грунта. А в мае 2012 инвестор – ООО «Петербург Сити» – решил прекратить финансирование проекта. По данным Александра Ольховского, внесенные инвестиционные обязательства в размере 15 млрд рублей (в том числе 2,5 млрд – на рекультивацию земель), оказались исчерпаны. Они составили треть от планируемых. «Мы готовы отказаться от проекта, так как он не несет экономические прибыли», – заявил Александр Ольховский.

После этого заявления в прессе и начались обсуждения судьбы «обожженного» участка набережной. Поскольку инвестиционный контракт в 2007 году «ВТБ Девелопмент» заключал с Росгосимуществом, возмещать банку его затраты должны из бюджета РФ. Тогда-то и появились версии, что место бывшего ГИПХа может перейти в ведение Управления делами Президента, которое построит здания Верховного и Высшего Арбитражного судов. Одновременно появилось предложение разбить на набережной парк. Но идея парка не приглянулась губернатору Санкт-Петербурга Георгию Полтавченко. А дальше последовало предложение о квартирах для судей…

Где яды ГИПХа?

Однако в данном случае нас интересуют не экономические проблемы инвестора, по каким-то причинам не рассчитавшего ресурсы на подготовительную стадию проекта, а судьба «обожженных» химией отходов ГИПХа.

1,3 млн тонн строительного мусора под куст не спрячешь. Разместить их на территории Санкт-Петербурга невозможно – попросту нет места, можно только вывезти на территорию Ленинградской области.

– Токсичные грунты ГИПХа давно уже вывезены на полигон «Красный Бор» – пояснила нашему корреспонденту Елена Малышева, пресс-секретарь городского Комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности.

А вот у технического директора ЗАО «Компакт» Андрея Солоненко, занимавшегося грунтами на стройплощадке, другая информация: «На «Красный Бор» успели вывезти всего 150-200 кубов III класса опасности. Затем получили уведомление о прекращении финансирования. После решения Москвы о переезде на эту площадку Верховного и Арбитражного судов нужно все начинать с нуля, делать новый проект объекта. Проводить новые экспертизы».

Напомним, токсичных грунтов на территории бывшего химического гиганта, по данным инвестора, – было полмиллиона тонн. Скорее всего, часть их до сих пор находится на набережной Малой Невы. Во всяком случае, в этом уверен депутат Законодательного Собрания Санкт-Петербурга Борис Вишневский («ЯБЛОКО»), обратившийся с депутатским запросом к губернатору Санкт-Петербурга. И действительно, горы строительного мусора, возвышающиеся за забором стройплощадки, видны невооруженным глазом.

Словом, вывезена только часть отходов. И скорее всего, на территорию Ленинградской области. Только вот непонятно куда…

– Мы не знаем, куда подевались отходы ГИПХа, – на вопрос журналиста «Беллоны» отвечает председатель Комитета государственного контроля природопользования и экологической безопасности правительства Ленинградской области Михаил Козьминых. – Сегодня в нашем регионе отсутствует полноценная нормативно-правовая база по обращению с отходами. Пока мы не можем влиять на эту сферу в полной мере. Здесь нужно наводить порядок.

Всеволожский «Аватар»

Зато жители Всеволожского района, что под Петербургом, бьют в набат, начиная с осени 2012 года. В конце октябре на сайте «Колтуши. Сетевое представительство» появилась информация: «В Колтушах на полях сельхозназначения захораниваются зараженные грунты Института Прикладной Химии. Тысячи машин с загрязненной землей. Происходит это под видом рекультивации земель ЗАО «Выборгский». Работы осуществляет ООО «Индустрия». Существует договор с ОАО «Метрострой», которое выиграло тендер на рекультивацию земель на проспекте Добролюбова».

– Порой в сутки приходило до тысячи большегрузных машин, – рассказывает местный житель Сергей В. – Откуда везут, рассказали сами водители – с ГИПХа. Отходами завалили окрестности Суоранды, Колтушей Новосергиевки, деревни Старая. И все это преступление вершится под видом рекультивации земель. То есть сначала с какого-нибудь бывшего луга, где выпасалась немногочисленная скотина местных жителей, выбираются песок и гравий, а потом в образовавшийся карьер засыпается эта дрянь. Сверху, новая «начинка» присыпается слоем земли… У нас случился свой «Аватар».

«Поздравили» с 8 марта …

Население деревни Старая не раз вставало живой цепочкой, чтобы перекрыть проезд к нелегальной свалке. Не раз дело чуть не доходило до рукопашной. А в ночь на 8 марта во дворы двух жительниц деревни Старая в Колтушах были подкинуты канистры с горючей смесью, украшенные кокетливыми бантиками. На канистрах надписи: «Подарок» и «Это в последний раз». Обе жительницы – активно борющиеся с «Всеволожским Аватором», неоднократно принимали участие в митингах протеста, высказывали претензии к местной власти. Одной из них выбили стекла в окнах дома. Второй – сожгли машину… То есть намек «в последний раз» – отнюдь не двусмысленный.

Где государево око?

Сегодня часть «ядов ГИПХа» продолжает лежать под отрытым небом. Судя по всему, перерабатывать их никто не намерен. Во Всеволожском районе продолжается «Аватар» местного масштаба. Отчаявшиеся местные жители обращаются во все возможные инстанции, время от времени выходя на дорогу…  К счастью, пока никто не пострадал.

Красивый проект, романтическая градостроительная идея превратилась в кошмар, терроризирующий жителей соседнего региона, а также грозящий экологическим неблагополучием самому Петербургу. Непрофессионализм и некомпетентность в сфере градостроительства, как, впрочем, и в любой другой, способны обернуться преступлением. Этому способствует еще одно условие – полное отсутствие контроля со стороны государства…

Для того чтобы прояснить ситуацию, «Беллона» направила запрос с просьбой прояснить ситуацию в комитет по природопользованию, охране окружающей среды и экологической безопасности Петербурга. Мы будем следить за развитием событий.

Комментарий юриста «Беллоны»

Федеральное законодательство напрямую запрещает размещение опасных отходов на территориях, прилегающих к городским и сельским поселениям, сброс отходов производства на почву (статья 51 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»).

ЗАО «Компакт», ОАО «Метрострой» и ООО «Индустрия», направляющие машины с грунтом, загрязненным тяжелыми металлами, фтором и другими опасными веществами, во Всеволжский район для рекультивации земель сельскохозяйственного назначения, при отсутствии паспорта отходов, лицензий на обращение с отходами, несоблюдении санитарных норм и правил, нарушают статьи 9, 12, 14, 15, 16 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления». Вывоз «обожженных» химией отходов ГИПХа недопустим без получения разрешения и создания специального объекта размещения отходов в отношении которого будет проводиться мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды.

Противоправные действия организаций-подрядчиков по несоблюдению экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами должны  быть наказаны наложением мер административной ответственности в виде штрафа до 250 тыс. рублей или приостановления деятельности до 90 суток (статья 8.2 КоАП), а также уголовной ответственности (статья 247 Уголовного кодекса РФ).

За защитой нарушенных прав местным жителям необходимо обратиться в органы Росприроднадзора, в компетенцию которых входит государственный надзор в области обращения с отходами, и Ленинградской межрайонной природоохранной прокуратуры.