News

Продлевать ли старейшие энергоблоки Кольской АЭС – вопрос решится в 2013 году

Опубликовано: 12/12/2012

Директор Кольской АЭС обратился в депутатам региональной Думы с просьбой поторопиться и выступить с обращением к «Росатому» о строительстве в Мурманской области Кольской АЭС-2, или ждать решения о продлении срока работы двух старейших энергоблоков, припугнув дефицитом электроэнергии в 2018 году.

«Есть утвержденная декларация о намерениях, приняты практически все решения. «Росатом» готов начать строительство новой станции хоть сегодня, но Госкорпорации нужен заказ. Именно его и нет», – рассказал директор КАЭС Василий Омельчук депутатам Мурманской областной Думы на совместном заседании комитетов и Общественного Совета по вопросам безопасного использования атомной энергии в Мурманской области, которое состоялось на этой неделе.

Ситуация складывается очень странная: есть планы «Росатома» по строительству АЭС, которые отражены в так называемой «дорожной карте АЭС России», которую делал сам «Росатом», а не регионы. В эту «дорожную карту» входит и Кольская АЭС-2. Во многих регионах идет строительство атомных энергоблоков взамен выводимых из эксплуатации. Например, так сегодня происходит в Ленинградской и Воронежской областях, так будет и в Курской области.

А в Мурманской областиь мы видим, что руководитель Кольской АЭС обращается за помощью в региональный парламент и просит поддержать станцию в стремлении построить новую АЭС при том, что решение о строительстве имеется, да и декларация соответствующая была подписана.
Можно предположить, что произошли какие-то серьезные изменения в планах не только «Росатома», но и в государственной политике по отношению к будущему экономики Мурманской области.

Судьба старейших энергоблоков

Срок эксплуатации 1-го и 2-го энергоблоков Кольской АЭС заканчивается в 2018 и 2019 годах соответственно. Срок эксплуатации этих блоков можно продлить, – уверен руководитель Кольской АЭС, – но могут возникнуть некоторые «политические моменты».

К ним он отнес общественный резонанс после событий на Фукусиме, который поставит под сомнение возможность получения лицензии на дальнейшую эксплуатацию 1-ого и 2-ого энергоблоков КАЭС. «Есть большая вероятность того, что блоки 1 и 2 нам не удастся продлить».

Время принятия решения о продлении или не продлении эксплуатации двух старейших блоков Кольской АЭС – 2013 год. Так требуют наши законы и нормативные акты.

«Мы с вами должны принять решение о том, будем ли мы продлевать 1-ый и 2-ой блоки и оставаться независимыми в электроэнергетическом плане, имея хорошую базу для развития нашей промышленности; или с 2018 года мы реально можем получить большой дефицит электроэнергии в нашем регионе», – припечатал Омельчук, признаваясь в том, что в другие источники энергии, которые могут заместить КАЭС, кроме КАЭС-2, он не верит.

Проблема в том, что старейшие блоки КАЭС не имеют герметичной оболочки (в случае аварии возможен выход радиоактивных веществ в окружающую среду), а также они не защищены от падения больших самолетов весом более 5 тонн (а это любой Боинг, летающий из Мурманска в Москву или Санкт Петербург).

«Таковы были нормы и правила тех лет, так была построена станция, но существуют компенсирующие мероприятия, которые обеспечат безопасность этих блоков, в том числе и при этих событиях», – отметил он.

Драматизируя ситуацию, директор КАЭС отметил, что в случае непродления срока работы энергоблоков, нельзя будет полагаться на энергию из центральной энергосистемы, поскольку скоро на северо-западе страны выбывает из эксплуатации два блока мощностью по 1 миллиону кВт электроэнергии.

Речь идет о 1-ом энергоблоке Ленинградской АЭС, который из-за распухания графитовой кладки сейчас остановлен более, чем на 1 год – только в следующем году решится вопрос о продолжении работы или закрытии энергоблока. Ресурс второго блока станции скоро тоже себя исчерпает.

«Как руководитель Кольской АЭС, я уверен, что у нас есть хорошие условия для продления срока эксплуатации 1 и 2 блоков, но это будет зависеть не только от меня. Если мы сегодня принимаем решение и Мурманская область выступает инициатором создания у себя атомной станции по новому проекту, то в 2023-2024 году мы можем иметь такую замещающую мощность», – рассказал он.

Кольская АЭС-2

Рассказывая региональным депутатам о перспективах строительства Кольской АЭС-2 Омельчук начал с того, что площадка уже выбрана, и она находится рядом с действующей станцией, и что, в принципе, все готово для начала строительства нового объекта, нужна только воля региона.

Однако, как выяснилось в ходе заседания, готова оказалась только воля Росатома построить хоть что-то. Дело в том, что «Росатом» сейчас строит блоки атомных станций мощностью 1250 МВт. Такой блок на Кольском полуострове строить бессмысленно, поскольку региональная энергосистема может выдержать единичную мощность только до 800 МВт.

Сегодня есть проработки нового энергоблока мощностью в 500 МВт, но для превращения этих проработок в реализуемый проект необходимо еще 2-3 года и около трех миллиардов рублей. «Это [время и деньги] тоже не проблема, поскольку «Росатом» готов выполнять эту работу, но нужен заказчик», – рассказал Омельчук. Но пока не объявился никто, кому бы потребовался данный проект.

Настаивая на том, чтобы Мурманская область явилась тем самым заказчиком сначала на разработку, потом на изготовление, ну и в завершение, строительство у себя экспериментальной установки, директор Кольской АЭС рассказал о страшном стремлении соседних регионов построить у себя атомные станции, но тем почему-то отказывают.

«Глава Карелия обратился к президенту РФ с просьбой о строительстве в Республике атомной станции, но ему, скорее всего, будет отказано, поскольку с одной стороны у них есть Кольская АЭС, а с другой – Ленинградская АЭС. Поэтому правительству Мурманской области нужно поторопиться и выступить с обращением к «Росатому» о строительстве в нашем регионе Кольской АЭС-2, деньги на которую у госкорпорации найдутся. Концерн ждёт, а вот время – нет», – продолжал убежденно давить на депутатов Василий Омельчук.

Он также отметил, что если начать строительство новой станции в 2016 году (это самый оптимистичный прогноз), то она будет построена не ранее, чем через 7-8 лет.