News

Норд-Стрим сдал «под ключ» Бухту Портовая

Опубликовано: 13/11/2012

Автор: Лина Зернова

31 октября 2012 компания Nord Stream организовала информационный тур в Бухту Портовая Выборгского района Ленобласти. Его участники – представители экологических общественных организаций, ученые, специалисты, журналисты. Любопытно, что основная часть группы посещала эту точку на побережье Выборгского залива в октябре 2010, когда началось активное строительство первой нитки газопровода Nord Stream. Таким образом, компания предоставила общественности возможность сравнить вчерашние и сегодняшние будни бухты Портовой.

Два года назад

20 октября  2010 года в Бухту Портовую мы везли с собой резиновые сапоги. На стройплощадке самого протяженного в мире  подводного газопровода на тот момент начал сооружаться сухопутный участок «трубы». Именно здесь она должна была сойти в море. Отсюда такое  обилие строительной техники, горы вскрытого грунта, каша из глины под ногами …

– В бухте Портовая круглосуточно ведется сооружение сухопутной части газопровода Nord Stream, – рассказывал тогда нам руководитель работ на береговом участке Nord Stream Артем Каширов. – Работы по сооружению береговых объектов начались еще в апреле 2010. Весной 2011 года сухопутный участок планировалось соединить с участком пересечения береговой линии.

Прокладка морской части проекта в бухте Портовая началась в июне 2010-го. Как и было запланировано, после окончания нереста салаки. С помощью трубоукладочного судна Castoro-6 на берег были вытянуты две нитки газопровода. В конце августа 2010 на смену Castoro-6 пришло судно Solitaire, взявшееся за укладку морского трубопровода и двинувшееся по направлению к финским территориальным водам.

Тогда, в 2010-ом, нам дали полную информацию по всем вопросам строительства «трубы», в том числе и расчистке морского дна, по которому должна была  пролечь газо-магистраль, от наследия Второй мировой войны. К слову, затраты на исследование  морского дна составили весьма солидную сумму в 100 миллионов евро. Не смотря на столь впечатляющие цифры, у нас было и замечание: общественность не имела доступа к информации об экологической ситуации в районе ведущегося строительства.

«Мы считаем, что данные об изменении состояния окружающей среды в районе строительства газопровода являются предметом законного интереса жителей региона Финского залива и должны быть доступны общественности, – написали мы тогда в своем заявлении. – В качестве первоочередной меры, общественные организации считают необходимым обеспечить оперативный доступ к результатам экологического мониторинга на сайте компании Nord Stream и МПР РФ».

Эта информация на русском языке вскоре появилась на сайте компании. Кроме того, интересующиеся данной проблематикой общественные организации периодически получали информационный бюллетень на русском  языке. (В мой почтовый ящик он приходил в среднем раз в два месяца.)  Словом, с информационной составляющей Nord Stream ситуацию выправил.  

Сегодня

bodytextimage_nordstream02.jpg

Накануне нашего тура в Портовой была пущена в промышленную эксплуатацию вторая нитка трубопровода. «Газовый вентиль был открыт из центра управления компрессорной станции «Портовая», которая способна создавать давление до 220 бар. Этого достаточно для транспортировки газа без промежуточной компрессии на все расстояние в 1224 км по дну Балтийского моря до входа в европейскую газотранспортную сеть в городе Любмине на балтийском побережье в Германии».

Ну  а 31 октября компания Nord Stream заканчивала работу по окончательной демобилизации своих офисов, техники, персонала из бухты Портовая. В одном из оставшихся сборных домиков для нас была проведена пресс-конференция.

– Строительство на территории бухты завершено, она, образно говоря, сдается под ключ, – резюмировал руководитель работ на береговом участке Nord Stream Артем Каширов. – На  месте бывшей стройки осталась компрессорная станция и просека почти километровой длины, шириной в несколько десятков метров.

bodytextimage_nordstream03.jpg

Как заявил Артем Каширов, доступ населения запрещен только на площадку компрессорной. Остальная территория – в свободном доступе для туристов и отдыхающих. В том числе – побережье Финского залива, береговая линия которого полностью восстановлена. Она уже зарастает камышом.

Так что нашим глазам предстало вполне «дикое» побережье. Никаких экскаваторов, бульдозеров, перемешанной с водой глины под ногами. (То есть на этот раз обошлись без резиновых сапог.) Если не знать, что на 15-метровой глубине проходят и выныривают в залив две стальных трубы, по которым под сумасшедшим давлением мчится газ, ни за что не догадаться, что находишься на месте весьма смелого техногенного проекта, аналогов которому на планете пока нет.

Послесловие

Итак, несколько лет назад проект строительства газопровода по дну Балтийского моря поднял волну дискуссий и споров. Более того – политических демаршей Балтийских стран, неподалеку от территориальных вод  которых должна была пройти его магистраль. И это понятно – предстояло  проложить беспрецедентный по протяженности подводный газопровод длиной более 1200 км. На разъяснительную и подготовительную работу, международные консультации и согласования, экологические изыскания было потрачено четыре года. То есть в  два раза больше, чем собственно на само строительство двух его ниток.

– И такая политика целиком себя оправдала, – говорит менеджер по  получению разрешений Nord Stream Вугар Вейсалов. – Никаких замечаний (кроме поступивших на момент обсуждения ОВОС проекта) от международных организаций и наблюдателей не поступало. Нет исковых заявлений в национальные  суды и международные инстанции в связи с нарушением чьих бы то ни было прав. А самое главное – результаты экологического мониторинга сооружения газопровода, а также его эксплуатации, дают волне благополучную картину.  

bodytextimage_nordstream04.jpg

– Взмученность морской воды во время строительства оказалась на 50% ниже, чем прогнозировалось в проекте, – говорит менеджер по охране окружающей среды и природопользованию Nord Stream Константин Подгорбунский. – Результаты мониторинга состояния конструкций действующего  газопровода, морских грунтов и омывающих «трубу» вод, также не дают повода для озабоченности. (Работы по сварке и укладке магистрали были проведены с соблюдением самых высоких требований по безопасности.) Результаты наблюдений публикуются на  сайте www.nord-stream.com на 9 языках стран Балтийского моря.

Зеленый и пушистый

Мне же остается добавить, что, как журналист, удовлетворена стилем работы Nord Stream со СМИ и общественностью. Впервые столкнулась с практикой подобной открытости крупной транснациональной компании, а также готовностью делиться информацией с прессой, населением, местными органами власти  – всеми секторами общества, которые газовая магистраль так или иначе озаботила. Nord Stream пока первый бизнес-проект на российской земле, демонстрирующий пример социально ответственного бизнеса.

Что позволяет ему быть таким «зеленым и пушистым»? Прежде всего, высочайший уровень технологий и оборудования. Во-вторых, понимание, что открытость порождает доверие. А доверие дает возможность бизнесу спокойно работать на данной территории и развиваться дальше.