Строительство Большого Морского порта: опасения экологов подтвердились

Обсуждение в закрытом режиме

Зная о планах реконструкции порта и предполагаемых рисках, специалисты Правозащитного центра «Беллона» еще в начале 2012 года зарегистрировали Общественную  экологическую экспертизу проекта,  полагаясь на информацию о том, что проект находится в разработке, и до конца года должна пройти Государственная экологическая экспертиза.

К несчастью, по сложившейся практике, знакомство петербуржцев с большими строительными планами обычно происходит тогда, когда изменить уже ничего нельзя или очень сложно. Проект с самого начала обсуждался в закрытом режиме. Никакого общественного обсуждения, несмотря на то, что реализация проекта наверняка прямо или косвенно затронет интересы большого числа горожан, многие из которых до сих пор даже не знают о его существовании.

В начале октября 2012 года Губернатору Санкт-Петербурга Георгию Полтавченко,  председателю Комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности Санкт-Петербурга Дмитрию Голубеву, от имени Экологического Правозащитного центра «Беллона» в лице  исполнительного директора  Николая Рыбакова и от имени РОО «Зелёной волны» были отправлены письма, содержащие претензии, связанные с реконструкцией порта.

В письмах сказано, что общественность обеспокоена проектными решениями, предусматривающими снос острова Кривая дамба на территории Петербурга.

Петербуржцев волнует то, что Финский залив будет загрязнён – это подтверждено обследованием территории острова Кривая дамба и прилегающей к нему акватории, которое экологи «Зелёной волны» заказали Испытательному центру ФГУ «Балттехмордирекция». Опасения подтвердились.

Исследования показали, что пробы почво-грунтов имеют третий класс загрязнения – сильно загрязненные донные отложения, а пробы донных грунтов третий – сильно загрязненные донные отложения и четвертый – опасно загрязненные отложения.

* По Региональным нормативам «Нормы и критерии оценки загрязненности донных отложений в водных объектах Санкт–Петербурга» обследованные грунты не могут сбрасываться на подводные отвалы, как это обычно делается при проведении дноуглубительных работ. Это неизбежно приведет к загрязнению Финского залива Балтийского моря, моря, защита которого от негативного воздействия входит в обязательства России в рамках конвенции ХЕЛКОМ.

Напоминание для губернатора

Экологи утверждают, что проект затрагивает один из наиболее старых, исторически сложившихся районов Большого порта, где в результате многолетней хозяйственной деятельности образовались сильные источники загрязнения. В частности, это касается расположенного в Лесной гавани острова Кривая дамба, снос которого предусмотрен проектом для облегчения маневрирования судов.

Показательны сведения, изложенные в марте 2012 года в ответе, адресованном депутату петербургского ЗакСа Борису Вишневскому о планах реконструкции. Проект запланирован в соответствии с пунктом 5 Приложения 2 к подпрограмме «Морской транспорт» Федеральной целевой программы «Развитие транспортной системы России 2010-2015 годы», утвержденной постановлением Правительства РФ от 05.12.2011 №848.
Первым этапом, по госконтракту, объявлены снос Кривой дамбы и реконструкция причалов порта. Причём поэтапное развитие аванпортов в Бронке и Ломоносове предполагает суммарный грузооборот в Большого петербургском порту до 72,1 млн тонн в 2013 году, 93 млн тонн в 2015 году и на перспективу до 2025 года – до 140,5 млн тонн. Основной прирост перевалочных мощностей порта прогнозируется, главным образом, за счёт контейнерных терминалов. Ожидается, что контейнерные мощности в исторической части города к 2013 году также значительно увеличатся.
Вместе с тем, экологи отмечают то, что «Союзморниипроектом» до сих пор не завершена оценка воздействия работ по реконструкции объектов морского порта на окружающую среду, хотя речь идёт об экологической безопасности значительной территории в районе Лесной гавани, Барочного, Востояного и Екатерингофсого бассейнов и Финского залива в целом.

* В соответствии с п. 1 ст. 3 Конвенции ХЕЛКОМ по защите морской среды района Балтийского моря 1992 г. (Хельсинкской конвенции), договаривающиеся стороны обязуются предотвращать и ликвидировать загрязнения морской среды района Балтийского моря, поступающие из всех источников. Согласно Статье 5 Конвенции, договаривающиеся стороны обязуются предотвращать и ликвидировать загрязнение морской среды района Балтийского моря, вызванного вредными веществами из всех источников.

Специалисты Правозащитного Центра «Беллона» уже обратились к петербургской власти. В частности, губернатору города Георгию Полтавченко напомнили о том, что на сегодняшний день единственным в регионе и во всем Северо-западном федеральном округе полигоном, имеющим лицензию на обращение с опасными отходами, остаётся принадлежащий Петербургу ГУП «Полигон «Красный Бор», проектная мощность которого была исчерпана еще в середине 90-х годов. Сегодня единственной причиной, по которой деятельность полигона до сих пор не остановлена – отсутствие альтернативной площадки для захоронения опасных отходов.

Экологи подчёркивают то, что и без того непростая ситуация, может еще более осложнится в связи с реализацией ряда крупных инфраструктурных проектов, финансируемых из федерального бюджета. В частности, реконструкцией объектов инфраструктуры Большого морского порта Санкт-Петербурга, проект которого разрабатывает ОАО «Союзморниипроект» по заказу ФГУП «Росморпорт».

* В 1998 году рядом с действующим полигоном было начато строительство нового предприятия по переработке отходов, которое по состоянию на сегодняшний день, так и не завершено. Сроки реализации проекта неоднократно сдвигались, при этом на его реализацию уже потрачено около 1,5-2 млрд. рублей из городского и федерального бюджетов. В августе председатель Комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности администрации Санкт-Петербурга Дмитрий Голубев заявил, что достроить завод планируется только в 2015 году. Но все эти годы «Полигон «Красный Бор» продолжает принимать опасные отходы не только из Петербурга и Ленинградской области, но и из других регионов страны.

Как снизить риски

Единственно возможной альтернативой и объективной необходимостью остается, с точки зрения экологов, вывоз всех грунтов на лицензированные полигоны размещения отходов. Вариант этот затратный и небезопасный, – признают они. Огромный объем извлекаемых опасных грунтов, представленный илами и суглинками, будет находиться в полужидком состоянии, и для его безопасной транспортировки потребуются дополнительные меры по обезвоживанию и очистке загрязненных вод. Выбросы, шум и вибрация от грузовых машин, которым потребуется сделать не менее миллиона рейсов через населенные районы Санкт-Петербурга, заметно ухудшат дорожную обстановку, состояние окружающей среды и условия проживания в городе.

Поэтому следует сократить сроки реализации проекта строительства нового комплекса по переработке и обеззараживанию опасных отходов, в том числе, за счет привлечения дополнительного финансирования (например, по линии федерального бюджета или за счет заключения соглашений с соседними регионами).

Помимо петербургской власти, экологические организации готовят обращения в Минприроды и Министерство регионального развития  РФ. Остается надежда, что с  участием специалистов профильных министерств и ведомств удастся изменить эту ситуацию и тщательно проанализировать риски. Внести необходимые коррективы в федеральную адресную инвестиционную программу. Разработать меры по ликвидации источников опасных загрязнений в акватории Большого порта Петербурга, определить источники финансирования и сроки проведения таких работ, рассмотреть возможность софинансирования строительства нового комплекса по переработке и обеззараживанию опасных отходов в Красном Бору из средств федерального бюджета.

Евгения Дылева