Жан де Глиниасти: «Автобусы Лилля и Тулузы перешли на биотопливо»

frontpageingressimage_VLAD0353front.jpg

К 2020 году выработка ВИЭ вырастет вдвое

– Господин посол, сегодня до 80% электроэнергии во Франции вырабатывается АЭС. Имеются ли планы у правительства страны по изменению структуры электроэнергетического рынка?

– 14 сентября на открытии ежегодной Парижской конференции по охране окружающей среды выступил президент Франции и подтвердил задачи долгосрочной политики Франции в области энергетики. Она предусматривает снижение доли атомной энергетики в энергетическом балансе страны до 50% к 2025 году и дальнейшее развитие возобновляемых источников энергии. К 2020 году выработка ВИЭ должна составить 36 млн тонн в бензиновом эквиваленте, что составит рост в два раза за пятнадцать лет.

Борьба с потеплением и защита биоразнообразия, нехватка сырьевых ресурсов, связанная с ростом населения планеты (к 2050 году оно достигнет 9 млрд), бурный экономический рост быстроразвивающихся стран – все это требует разработки и претворения в жизнь долгосрочной политики в области энергетики, основы которой базируются на разумном сочетании различных видов энергии.

– Поощряет ли государство, и каким образом, использование ВИЭ? Например, известно, что Франция заняла третье место в мире по привлекательности для инвестиций в биотопливо.

– Государство гарантирует производителям гидроэнергии, энергии ветра, солнечной, тепловой и энергии биомасс покупку их продукции по ценам выше рыночных, обеспечивая, таким образом, рентабельность их инвестиций. И эти цены регулярно пересматриваются в законодательных документах.

И такая политика имеет конкретные результаты. Так, биотопливо, в частности производимое из сельскохозяйственных отходов, уже используется для заправки автобусов в Лилле и Тулузе. Для муниципального транспорта биогаз стал реальной альтернативой нефтепродуктам.

bodytextimage_800px-Pascal.JPG

Все популярнее становится использование «голубой энергии» – энергии приливов и подводных течений. Франция лидирует в этой области. Еще в 60-е годы прошлого века мы построили приливную электростанцию «Ля Ранс», которая ежегодно производит 500-600 млн кВт/ч. В настоящее время ученые исследуют возможности использования энергии подводных течений – такая станция проходит испытания на побережье Франции. К примеру, в Бордо предполагается использовать эту энергию для городского освещения – она сможет покрыть 20% потребностей города.

«Фонд возобновляемого тепла» – для повышения энергоэффективности зданий

– Как известно, использование ВИЭ предполагает рачительное потребление энергии. В России, к примеру, огромная проблема – коммунальный сектор, в котором теряется до 40% тепла. Как с этим обстоит дело во Франции?

– Нам эта проблема тоже известна. Владельцы старых построек, которые составляют основную часть жилищного фонда Франции, имеют возможность использовать целевые субсидии, направленные на улучшение теплоизоляции построек и зданий. Во Франции создан Фонд возобновляемого тепла. Он предусматривает систему налоговых льгот на инвестиции, направленные на усовершенствование энергосбережения. За счет него снижается и НДС при ведении изоляционных работ. Существуют и специальные банковские программы по предоставлению беспроцентного кредита на проведение ремонтных работ в домах – максимальный размер для частных лиц составляет 20 тыс. евро. Кроме того, государством, регионами и Европейским союзом финансируются ряд проектов по повышению энергоэффективности коммунальных служб, например, городского отопления.

При этом, в нашей стране идет очень активное строительство, на которое приходится 43% общего потребления энергии. С момента первого энергетического кризиса, который разразился в 1973 году и положил конец низким ценам на энергоресурсы, были приняты более жесткие нормы теплоизоляции новых строений. И они регулярно пересматриваются. В новых строениях широко используются изоляционные материалы – стекловата и шлаковая вата, добавляются и такие материалы как пробка, – она легкая, долговечная и очень эффективная, и полимерные изоляционные материалы. За последние тридцать лет большой популярностью во Франции пользуется двойной стеклопакет.

Различные льготы в энергоэффективность и снижение энергопотребления, стимулируемые государством и местными властями, сыграли свою роль в конкурентоспособности «зеленых» технологий. Постепенно на внутреннем рынке страны появляются специальности, связанные с «зелеными» технологиями и охраной окружающей среды, где число рабочих мест ежегодно увеличивается в четыре раза по сравнению с общенациональным показателем. Сегодня занятость в этой сфере достигла 500 000 человек.

Французский институт нефти разработал топливо будущего

– Как справляется Франция с автомобильным бумом?

– На сегодняшний день 27% парниковых газов и 17% потребления энергии приходятся на транспорт (это без учета воздушного). В 2008 году 84,2% всех передвижений были произведены на личных автомобилях, и только 15,8% – на общественном транспорте. Эти цифры чуть ниже среднего общеевропейского показателя. Вместе с тем, несмотря на то, что общая тенденция в Европе – рост числа автомобилей, во Франции их число уменьшается. Рост цен на бензин привел к тому, что этот вид транспорта стал менее конкурентоспособным. Доля железнодорожных перевозок растет (10,1% пассажирских перевозок в 2008 году и 8,6% – в 2000-м).

Однако автомобиль не исчезнет из нашей жизни, он незаменим именно благодаря своей универсальности при наличии хорошо развитой дорожной сети. Автомобили потребляют все меньше и меньше топлива – с этой точки зрения показательными являются французские малолитражки. Появляются электромобили, их выбросы парниковых газов ниже. Кроме того, французские исследователи, в частности, Французский институт нефти, занимаются разработкой топлива будущего, которое будет иметь меньшие выхлопы углекислого газа (такие виды топлива уже существуют) и не будет наносить вреда окружающей среде.

Что касается инфраструктуры дорог, большая ее часть была построена в 1970-1990-х годах, благодаря чему Франция располагает самой современной в Европе дорожной сетью. В настоящее время основное внимание уделяется регулировке движения и улучшению инфраструктуры существующих дорог и магистралей. После постройки виадука в Мийо следующий проект, стоящий на повестке дня, связан с продлением железнодорожных линий скоростных поездов TGV и с расширением железнодорожной сети в регионе Большого Парижа, где проживает каждый шестой француз.

– Правда ли, что в 2012 году было введено ограничение движения транспортных средств в Париже, Сен-Дени, Лионе, Гренобле и других городах Франции? В чем заключались эти ограничения и как вы оцениваете полученный опыт?

– Меры, о которых вы говорите, соответствуют как французской, так и европейской и вообще мировой тенденции по превращению городов в более комфортные места для проживания, и заключаются в ограничении движения автомобилей. Речь идет о сокращении парковок и общем ограничении движения. Одновременно предлагаются альтернативные решения по использованию других видов транспорта – общегородского и велосипедного. Например, в Париже оборудованы специальные места парковки велотранспорта «Vlib», этот опыт используется и в других крупных французских городах. В Тулузе строительство метро шло параллельно с созданием больших паркингов рядом с конечными станциями метрополитена – для того, чтобы избежать пробок в центре города.

Понятно, что не всегда такие меры пользуются популярностью у жителей, это вполне логично: никому не хочется менять свои привычки, и, кроме того, автомобиль – это не только средство передвижения, но и свобода в выборе маршрута.

НКО, финансируемые из-за рубежа, есть и во Франции

– Существуют ли во Франции некоммерческие общественные организации, работающие на иностранные гранты? Какое к ним отношение в вашей стране?

– Общественные организации, финансируемые за счет зарубежных фондов, всегда имели в стране право на существование, даже в тех случаях, когда был возможен запрет на их деятельность, связанный с охраной общественного порядка. В 1981 году были сняты последние ограничения, и существование таких организаций во Франции не вызывает споров.

– Сколько средств правительство страны выделяет на работу своего некоммерческого сектора?

– Во Франции только 10% общественных организаций, численность которых составляет около миллиона, финансируется государством. Общая сумма государственных субсидий (выделяемых как государством, так и местными органами власти) составляет ежегодно 30 млн евро, которые распределяются среди 22 000 общественных организаций, действующих в основном в медицине и социальном секторе.

– А какая сумма из бюджета Франции выделяется ежегодно на нужды охраны окружающей среды?

– Если принимать во внимание бюджет министерства экологии и агентств, которые находятся в его ведении, а также предоставляемые налоговые льготы, в целом во Франции на защиту окружающей среды государство тратит примерно 50 млрд евро.

Лина Зернова