News

Нина Поправко: новая судебная реформа — развитие или провал?

Опубликовано: 25/09/2012

Автор: Нина Поправко

В России стартует очередная реформа судебной системы. Предыдущая реформа «успешно» завершена.

20 сентября 2012 года подписано Распоряжение Правительства РФ № 1735-р «Об утверждении Концепции федеральной целевой программы «Развитие судебной системы России на 2013 — 2020 годы». В конце 2011 года на высшем уровне заговорили о провале судебной реформы в России. Чтобы подобной констатации фактов не было впредь, новая концепция включает в себя в качестве одного из возможных вариантов реализации неэффективное использование бюджетных средств.

Обоснование концепции

Российская Федерация в соответствии с Конституцией – правовое государство, которое характеризуется, в том числе, самостоятельной и независимой судебной системой, эффективно обеспечивающей защиту интересов государства, прав и интересов граждан и юридических лиц. Создание благоприятного инвестиционного климата в нашей стране напрямую связано с эффективностью судебной системы.

Далее в обосновании следует, что в качестве одной из главных целей, сформулированных в послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию, определено построение в стране развитого гражданского общества и устойчивой демократии, позволяющей в полной мере обеспечить права человека, гражданские и политические свободы.
Программа предполагает три варианта реализации: оптимистичный, реалистичный и тот, который может привести к неэффективному использованию бюджетных средств.

Общий объем выделяемых средств, зависит от варианта реализации программы и составляет от 90 559,33 млн. рублей до 113 241, 96 млн. рублей.

На практике

Знакомясь с формулировками обоснования концепции, видимо, следует понимать, следующее:

– В нашем государстве должен верховенствовать закон.
Однако на практике – «для друзей – все, для врагов – закон».

– Судебные инстанции должны независимо и беспристрастно выносить решения, руководствуясь только нормами законов, с учетом норм международных договоров.
Однако на практике, все также действует телефонное право, защищаются права власть имущих, пренебрегаются международные нормы в области прав и свобод человека.

– При создании благоприятного инвестиционного климата, должен соблюдаться разумный баланс интересов между бизнесом и законными интересами граждан, на тех территориях, которые попали под освоение инвестора, судебными инстанциями должно это учитываться при вынесении решений.
Однако на практике, внесенные в погоне за инвестициями изменения в экологическое законодательство: отменена государственной экологической экспертизы и фактически уничтожение общественного экологического контроля, приводят к тому, что экологическая ситуация в стране катастрофически ухудшается, коррупция и откаты растут, экономических стимулов для модернизации – нет.

– С целью выполнения послания президента органам власти, видимо, необходимо дать пояснение термина «развитие гражданского общества» и «устойчивой демократии».
Однако на практике, внесены изменения в законодательство о митингах, фактически легализована цензура в СМИ и социальных сетях, за клевету и оскорбление чиновнико, можно получить уголовную статью, независимые СМИ – закрывают, неугодные международные организации – ликвидируют. Целый ряд НКО, финансируемых из-за рубежа, объявляют агентами политического влияния, и не ровен час, выяснится, что их деятельность подрывает основы конституционного строя и наносит ущерб обороноспособности и безопасности страны. Для этих целей, кстати, уже вносятся изменения в закон о «Государственной тайне».  

Оставшиеся вопросы

Правда, гражданское общество так и не получило ответ на вопрос – кто ответит за провал судебной реформы 2008-2010 годов?

Кто и какую будет нести ответственность в случае провала новой концепции?

И главное – чем для России обернется очередной провал реформы правосудия?