News

Мурманск попрощается с радиоактивной угрозой: ПТБ «Лепсе», наконец, отправляется на разделку

Bellona

Опубликовано: 13/09/2012

Автор: Чарльз Диггес

Перевод: Мария Каминская

Одна из самых серьезных угроз радиационного загрязнения российского севера, плавтехбаза «Лепсе», более двадцати лет простоявшая у причала в Мурманском порту в непосредственной близости от жилых кварталов, наконец, будет отправлена на утилизацию. Буксировка «Лепсе», на борту которого находятся тонны копившегося годами отработанного ядерного топлива атомного флота, назначена на пятницу, 14 сентября.

От причала ФГУП «Атомфлот», занимающегося техническим обслуживанием атомного ледокольного флота, где плавучая технологическая база находилась на отстое после вывода из эксплуатации в 1988 году, «Лепсе» будет отбуксирована на север, на судоремонтный завод «Нерпа» для последующей разделки, выгрузки отработанного  ядерного топлива, и отправки ОЯТ на дальнейшее хранение. Для «Беллоны» предстоящая утилизация судна после долгих лет ожидания и бюрократических проволочек стала настоящей победой в деле обеспечения радиационной безопасности российской Арктики.

«Десятилетиями «Лепсе» представляла собой серьезную угрозу благополучию людей и окружающей среды на северо-западе России», – сказал, комментируя новость о планируемой буксировке плавтехбазы на «Нерпу», президент «Беллоны» Фредерик Хауге. – «Это важный шаг к тому, чтобы должным образом утилизировать радиоактивное судно».

После двадцати лет активной эксплуатации в качестве судна атомного технологического обслуживания, – «Лепсе» использовалась для перезарядки реакторов атомных ледоколов, – плавтехбаза, до отказа нагруженная высокорадиоактивным ОЯТ, провела еще более двух десятков лет на отстое всего в нескольких километрах от Мурманска, города с населением в более чем четверть миллиона человек.

Радиоактивный груз больше не будет представлять опасности для Мурманска

В хранилищах «Лепсе» в пеналах и кессонах складировано несколько сотен тонн ядерных отходов: 639 отработанных ядерных сборок, немалая часть их которых повреждена. Это, в том числе, аварийное ОЯТ, выгруженное из реакторов атомного ледокола «Ленин».

Закладка киля будущего «Лепсе», начинавшего свою службу в качестве сухогруза, состоялась в 1934 году. Строительство продолжалось вплоть до Второй мировой войны. В послевоенный период судно оказалось на реке Хопер, но, благодаря прочному корпусу, в период строительства ледокола «Ленин» «Лепсе» было найдено новое применение.

В 1961 году «Лепсе» было переоборудовано для работы в качестве судна технического обслуживания и занималось перезарядкой реакторов ледокола «Ленин» и растущего российского атомного ледокольного флота – выгрузкой отработавшего и загрузкой свежего ядерного топлива в морских условиях.

bodytextimage_Lepse_old-1.JPG ПТБ Лепсе. Photo: Неизвестный

В период между 1963 и 1981 годами с помощью «Лепсе» было осуществлено 14 операций по перезарядке атомных реакторов ледоколов «Ленин», «Арктика» и «Сибирь». В 1981 году судно было вновь переоборудовано для хранения облученных частей реакторов, радиоактивных отходов и отработавших топливных сборок.

Кроме того, «Лепсе» использовалось для затопления радиоактивных отходов в Карском и Баренцевом морях. В ходе этой практики, истинные масштабы и последствия которой еще только предстоит осознать, в море были сброшены тонны ядерных и радиоактивных отходов, наследия «холодной войны».

По словам Хауге, установка плавтехбазы после ее вывода из эксплуатации на стоянку у причала «Атомфлота» «всегда оставалась неприемлемым решением, учитывая, что судно представляет собой постоянный источник радиационного излучения, а также риск возникновения аварий, [угрожавших] городу с населением в 305 тысяч человек».

Первый шаг: разделка

В пятницу «Лепсе» предстоит буксировка на судоремонтный завод «Нерпа» в Мурманской области, где будет выполнен демонтаж корпусных конструкций и оборудования. Корпус с содержащимся внутри радиоактивным грузом будет перемещен на сушу для последующей разделки, а остальные части будут утилизированы.

Согласно Андрею Золоткову, директору «Беллоны-Мурманск», «Лепсе» будет разрезана на несколько частей. Судно будет установлено на стапель-плиту, где будут отрезаны носовая и кормовая части. В отсеках судна содержится большое количество твердых радиоактивных отходов. В центральной части находятся отработанные ядерные сборки.

Далее, по словам Золоткова, над остатками судна предполагается выстроить «здание-укрытие», в котором должны быть смонтированы кран, вентиляция и все необходимое оборудование для выгрузки ОЯТ из хранилищ «Лепсе». 

Методом проб и ошибок

Как говорит председатель санкт-петербургского ЭПЦ «Беллона» Александр Никитин, выбор технологии, с помощью которой будет осуществлена выгрузка аварийного ОЯТ из трюмов плавтехбазы, будет обусловлен состоянием находящихся на борту топливных сборок. 

Те отработанные топливные стержни, которые можно будет безопасно изъять из пеналов и кессонов, будут изъяты и отправлены на ПО «Маяк» на южном Урале, говорит Никитин.

Изъятие аварийных сборок, в том числе, тех, что подверглись повреждениям во время выгрузки с ледокола «Ленин», потребует уникальных технологических решений, которые придется разрабатывать более или менее специально для этой цели.

«Это будет обычный метод проб и ошибок», – сказал Никитин.

Если и специально разработанными технологиями аварийные сборки вытащить не удастся, их, при соответствующей договоренности, можно было бы отправить на хранение в Сайда Губу – один из объектов Северного флота, где на длительном хранении находятся облученные реакторные отсеки корабельных атомных установок.

Впрочем, отправка поврежденных топливных стержней на хранение в Сайда Губу – это мера, к которой придется прибегнуть в крайнем случае, и она потребует особого согласования в структурах атомного руководства.

«Облученный металл и отработанное ядерное топливо – это два очень разных вида радиоактивных отходов», –  уточняет Никитин.

«Отбуксировка «Лепсе» из Мурманска, где плавтехбаза представляла собой радиоактивную угрозу всему городу, – разумеется, важный этап в процессе ее утилизации, но основная драма в истории «Лепсе» еще впереди», – заключил Никитин. 

С Никитиным согласен президент «Беллоны» Хауге:

«То, что сейчас происходит, это только первый шаг, но уже намного лучше то, что судно будет находиться на берегу».

«Пока оно [было] на отстое в Кольском заливе, в районе интенсивного судоходства, [сохранялся] значительный риск столкновения с другими судами», – добавил Хауге.

Смотрите снятый «Беллоной» документальный фильм об истории «Лепсе» и радиоактивных опасностях, связанных с этим судном.

Двадцатилетняя борьба за безопасность Мурманска

Хауге, как и российские экологические организации и ядерные эксперты, следил за судьбой плавтехбазы «Лепсе» еще с начала 1990-х годов.

«Я помню, как в первый раз оказался на борту «Лепсе» в 1992 году, когда мы прибыли в Мурманск на нашем судне экологической вахты Genius», –  вспоминает Хауге. – «Это был необыкновенный опыт – стоять на борту судна-хранилища ядерных отходов, где счетчики Гейгера у нас просто зашкаливали».

В последующие двадцать лет «Беллона» была главной движущей силой проекта по утилизации плавтехбазы – процесса, всерьез начавшегося в 1995 году. Впервые в истории, при посредничестве «Беллоны», был проложен тот «мостик», с помощью которого установилось сотрудничество между Европейской Комиссией в Брюсселе и ведомствами, занимавшимися ядерной и радиационной безопасностью в России. В 1995 году проблема обращения с ПТБ «Лепсе» была включена в планы Европейской комиссии, и проект получил международный статус.

«Работа по обращению с «Лепсе» была беспрецедентным политическим усилием», – сказал Хауге. – «Это был один из [первых проектов финансовой помощи], направленной России напрямую из Брюсселя после падения Берлинской стены, и мы горды тем, что смогли внести свой вклад».

Европейские страны приходят на помощь

Получение поддержки Европы стало для истории «Лепсе» поворотным моментом и на годы вперед определило высокий уровень внимания, с которым международное сообщество отнеслось к проблеме утилизации радиоактивного судна.

bodytextimage_38d66000701bae97077b7ae52d280751.jpeg

«В октябре 1994 года мы пригласили комиссара ЕС по вопросам окружающей среды [Ианниса] Палеокрассаса, а также нескольких норвежских и европейских политиков на семинар «Беллоны» в Мурманске», – вспоминает Хауге.

«Беллона» сняла в аренду атомный ледокол и на борту ледокола провела международный семинар по ядерной угрозе «Лепсе».

«Не думаю, чтобы такое было когда-нибудь до того или после – чтобы экологическая организация взяла в аренду атомный ледокол», – рассказал Хауге. – «Этот семинар стал одним из самых запоминающихся событий в истории «Беллоны» и послужил отправной точкой для привлечения международного внимания к проблеме».

Герои «Лепсе»

«Беллона» также сыграла важную роль в строительстве в 2001 году берегового вахтового поселка для работников «Лепсе», занимавшихся поддержанием судна в безопасном состоянии. Комплекс жилых контейнеров был необходим для минимизации воздействия радиационного облучения на персонал.

До этого экипаж плавтехбазы из восьми человек непрерывно находился на борту судна, подвергаясь радиационной нагрузке, превышавшей установленные нормы. Еще около 30 работников подвергались постоянному воздействию высоких уровней радиации, исходившей от трюмов судна, заполненных радиоактивным грузом.

Хауге называет этих людей настоящими героями проекта «Лепсе».

«Это было совершенно особенное ощущение – вручать экипажу «Лепсе» ключи от восьми жилых контейнеров, куда они могли теперь переехать», – вспоминает Хауге, – «увидеть, как эти трудяги покидают свои радиоактивные кабины на борту «Лепсе» и переезжают в новые дома на берегу».

Результат многолетней работы

Ради устранения одной из самых существенных радиационных угроз на российском севере экологические организации по всей Европе объединили усилия, требуя скорейшей утилизации «Лепсе» и обеспечения безопасности складированных на борту плавтехбазы радиоактивных материалов.

Правительства многих стран также настойчиво призывали российские власти решить проблему радиоактивного судна.

Систематические усилия «Беллоны» помогли добиться активного участия Европейского Союза и привлечь помощь Европейского банка реконструкции и развития. Европейское сообщество приняло на себя львиную долю расходов по утилизации и разделке судна.

Непосредственная реализация проекта, тем не менее, потребовала долгих лет ожидания. Лишь в 2003 году – спустя почти десять лет после того, как были предприняты первые шаги, – удалось подписать необходимые соглашения и документы по финансированию программы утилизации «Лепсе».

На выгрузку отработанного ядерного топлива из хранилищ «Лепсе» западные страны выделили 13 млн евро. По оценкам официальных российских источников, общая стоимость проекта должна составить более 30 млн евро.

С начала 2000-х годов выполнение проекта по утилизации «Лепсе» сдерживалось разногласиями между различными сторонами проекта. Однако теперь, когда многие препятствия преодолены, «Лепсе», наконец, будет отбуксирована на разделку, а накопленные на борту судна ОЯТ и радиоактивные отходы выгружены и отправлены на безопасное хранение.