News

Как защитить зеленые зоны от застройки

Опубликовано: 03/09/2012

Автор: Нина Поправко

В последние несколько лет приобретает массовый характер уничтожение городских зеленых зон – вырубка скверов, парков, бульваров. Ситуация приобретает катастрофические масштабы: количество зеленых насаждений резко уменьшается, а загрязнение атмосферного воздуха – растет. Власть как будто не замечает нарушения прав граждан на благоприятную окружающую среду.

Правовые нормы

В соответствии со ст. 61 Федерального закона от 10.01.2002 № 7­ФЗ «Об охране окружающей среды» зеленый фонд городских и сельских поселений «представляет собой совокупность территорий, на которых расположены лесные и иные насаждения, в том числе в зеленых зонах, лесопарковых зонах, и других озелененных территорий в границах этих поселений».

Законодательное определение зеленых зон и лесопарковых зон отсутствует. Понятие «зеленые зоны» используется в лесном законодательстве. На основании ст. 102 Лесного кодекса РФ зеленые зоны можно определить как леса, выполняющие функции защиты природных и иных объектов, где запрещается осуществление деятельности, несовместимой с их целевым назначением и полезными функциями. В составе зеленых зон, в свою очередь, выделяются лесопарковые зоны.

Нормой п. 5 ч. 3 ст. 105 Лесного кодекса РФ в лесопарках запрещается размещение объектов капитального строительства, за исключением гидротехнических сооружений.

Однако в 2009 году в Земельный кодекс РФ были внесены изменения, которые позволяют переводить земли лесного фонда, на которых расположены лесопарки, в земли иных категорий, что дает возможность возводить на таких землях строительные объекты.

Согласно п. 12 ст. 85 Земельного кодекса РФ земельные участки общего пользования, занятые скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, не подлежат приватизации. Аналогичная норма установлена п. 8 ст. 28 Федерального закона от 21.12.2001 № 178­ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества».

Правда, если земельный участок, на котором располагается городской лес, не включен в соответствии с проектом планировки территории в состав земель общего пользования, то вопрос допустимости приватизации остается открытым и отдается на усмотрение властей.

Вопросы регулирования и охраны зеленого фонда находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов, во многих регионах приняты специальные законы. Например, в Санкт-Петербурге – Закон от 28.06.2010 № 396­88 «О зеленых насаждениях в Санкт­-Петербурге» и Закон от 08.10.2007 № 430­85 «О зеленых насаждениях общего пользования». Весь вопрос, правда, в том, насколько полно региональные законы защищают зеленые насаждения и не позволяют инвесторам реализовывать в них свои планы.

К сожалению, как показывает практика, и федеральное, и региональное законодательство имеет правовые лакуны, позволяющие строительство в зеленых зонах.

Застройщики идут даже на то, что начинают возведение объектов без соответствующих согласований и разрешительной документации.

Что же можно предпринять, чтобы сохранить зеленые зоны в городе и реализовать свои экологические права?

Изменения в региональных законах

Очень важно добиться от властей внесения в региональные законы норм, которые накладывают прямой запрет на любое строительство в зеленых зонах, имеющих охранный статус, и перечень которых утвержден региональным законом.

Необходимо, чтобы в Генеральном плане города земельные участки с зелеными насаждениями находились в границах территорий общего пользования (обозначены красными линиями), на которые не распространяется градостроительный регламент.

Но здесь сразу же появляется одно «но» – закон обратной силы не имеет. Поэтому, даже если региональная законодательная власть исполнит волю избирателей – изменить что-то в отношении территорий, по которым принимались решения о строительстве, по действующему на тот момент законодательству, будет сложно.

Публичные слушания

Необходимо принять участие в публичных слушаниях по проекту планировки и межевания территории, где предполагается строительство; подать замечания и предложения на протокол публичных слушаний, в случае несогласия – оспорить решение об утверждении проекта в судебной инстанции.

Мы все прекрасно знаем и то, как проводятся сами слушания, и то, как учитывается мнение заинтересованной общественности в принятии решений. Поэтому результат слушаний предполагаем.

Тем не менее, когда граждане организованно и грамотно выступают на слушаниях, это может иметь положительный результат. Если каждый защитник «тянет одеяло на себя» – результат точно будет отрицательным.
Судебные инстанции

Добиться объективного разбирательства по делам, связанным с нарушением экологических прав граждан в судебных инстанциях, – очень сложно. Более того, неудовлетворение судом подобных исков и заявлений уже считается если не чем-то вполне нормальным, то весьма ожидаемым.
Но, по статистике, в 15% случаев можно добиться необходимого результата, поэтому нужно обращаться и в суды.

Гражданская активность

Как показывает практика, самый эффективный способ – продолжение общественной активности самих граждан.

Это и сбор подписей в защиту зеленой зоны, и отправка петиций и резолюций в органы власти и чиновникам, которые будут утверждать строительную документацию, и проведение соответствующих экспертиз, и организация и участие в митингах, шествиях и пикетах, и, при необходимости, – блокирование строительной техники. Возможно, только такие действия заставят власть принять решение, не идущее вразрез с конституционными правами граждан.

Сразу оговоримся, что мы не призываем никого действовать неправовым путем, но власть не может требовать от нас уважения к законам, которые приняты в угоду чиновникам, крупному бизнесу и ограничивают права и свободы самих граждан.

Поэтому перед нами стоит задача не только отстаивать свои экологические права, но и научить власть принимать и уважать законы, которые защищают наше право на здоровую окружающую среду и способствуют развитию зеленых зон в городах.