News

Норвежские парламентарии пытаются ужесточить диалог с Россией по вопросам промышленного загрязнения

Norilsk Nickel Russland
Foto: Thomas Nilsen/BarentsObserver.com

Опубликовано: 25/06/2012

Автор: Беллона

Пять депутатов вынесли на рассмотрение норвежского парламента (стортинг) требование к правительству о более жестком требовании сокращения выбросов с плавильных цехов «Норильского Никеля», расположенных на Кольском полуострове в семи километрах от российско-норвежской границы.

Беллона поддерживает инициативу парламентариев, озвученную в начале июня, и надеется, что это будет способствовать модернизации российских плавильных цехов.

Более 20 лет, выстраивая диалог и используя нормативно-правовые акты, Беллона работает над тем, чтобы прекратить трансграничное загрязнение воздуха, идущее с Кольского полуострова, и солидарна с инициативой, выдвинутой норвежскими депутатами.

«Мы положительно относимся к действиям, которые в определенной мере оказывают влияние на решения российских властей, что может привести к изменению технологической политики группы компаний «Норильский Никель», — рассказала Лариса Брондер, советник объединения Беллона, специализирующийся на промышленном загрязнении Северо-Запада России.

Предложение к рассмотрению было подано депутатами норвежского парламента. До того, как предложение будет представлено на обсуждение в норвежский стортинг, и, возможно, одобрено, его рассмотрит парламентский Комитет по науке.

Затянувшаяся борьба

Выбросы Кольской горно-металлургической компании (КГМК) вызывали беспокойство еще в 80-х годах прошлого столетия. Именно тогда в Норвегии была инициирована кампания «Остановите облака смерти», имеющая непосредственное отношение к выбросам загрязняющих веществ на комбинатах в Заполярном и Никеле.

Для того, чтобы ускорить процесс модернизации производства и снижения выбросов двуокиси серы, в 1991 году норвежское правительство выделило грант в размере 300 миллионов норвежских крон (более 50 миллионов долларов). Но переговоры по этому вопросу остались на бумаге, и ничего не было сделано.

В 2001 году норвежское правительство установило для российской стороны срок до 2010 года, чтобы были выполнены предварительные договоренности. Но опять ничего не было сделано, а в 2008 году российская сторона вышла из соглашения. Деньги были возвращены, а грант аннулирован.

В 2010 году Беллона опубликовала доклад «Горно-металлургическая компания «Норильский никель»: влияние на окружающую среду и здоровье людей».

Доклад частично основан на данных норвежского института мониторинга воздуха (NILU). Он демонстрирует, что выбросы цехов в Заполярном и Никеле немногим ниже, чем раньше: ежегодные выбросы двуокиси серы составляют около 100 000 тонн. Это в пять раз выше, чем годовые выбросы по всей Норвегии.

Также есть данные о том, что за последние годы увеличились выбросы тяжелых металлов.

Выбросы переезжают в Никель

На комбинате в городе Заполярный идут работы по усовершенствованию производства. Центральное место в этом процессе занимает механизм производства брикетов. После завершения модернизации, запланированного на 2012 год, выбросы двуокиси серы должны значительно сократиться — до 1000 тонн в год или в 40 раз от текущих выбросов.

Общий объем выбросов на Кольском полуострове может быть уменьшен до примерно 70 000 тонн двуокиси серы в год.

Однако, это не в полной мере решает проблемы загрязнения, идущего в Норвегию с комбинатов «Кольской ГМК». Нет уверенности в значительном улучшении сложившейся неблагоприятной экологической обстановки на территориях вдоль норвежско-российской границы. Брикеты, снижающие выбросы двуокиси серы в Заполярном, будут перерабатываться в плавильном цехе в поселке Никель.

Таким образом, ожидается, что, когда технология брикетирования в Заполярном будет запущена на полную мощность, выбросы двуокиси серы в Никеле могут увеличиться, как минимум, на 30 процентов по сравнению с текущими.

Это не очень хорошие новости для Норвегии, в целом, и северной губернии Финнмарк, которая расположена вдоль границы с Россией, в частности.
«Значительное улучшение экологической ситуация в районе границы невозможно без модернизации плавильного цеха в Никеле», — отмечает Брондер.

Технология снижения выбросов двуокиси серы апробирована и доступна, но компания до сих пор не приняла решения о ее применении. Более того, по оценкам компании, система очистки будет введена в эксплуатацию не менее чем через пять лет.

Результат проекта по модернизации будет зависеть от той технологии, которую применит «Кольская ГМК». Этот вопрос должен был быть решен до конца 2011 года. Но, когда Беллона связалась компанией в апреле 2012 года, решение еще не было принято.

«Это не первый раз, когда решение по таким важным вопросам откладывается на неопределенный срок», — сказала Брондер.

Давление продолжается

До начала выборов в совет губернии и муниципалитеты Финнмарка в 2011 году Беллона, вместе с другими местными экологическими общественными организациями — «Природа и Молодежь» и «Норвежское общество охраны природы» — направила письма политикам, призывая их четко и ясно обозначить, что они намерены предпринять для решения проблемы промышленного загрязнения северных территорий.

В результате, политики Финнмарка занялись этим вопросом вместе с правительством: в одном из интервью государственный секретарь МИД Норвегии Ингрид Фискаа сообщила норвежскому национальному телевидению (NRK), что норвежско-российская  рабочая группа была создана еще в начале года, чтобы решить вопросы, связанные с сокращением выбросов двуокиси серы с комбинатов «Кольской ГМК» в Заполярном и Никеле.

Беллона направила официальный запрос о получении статуса наблюдателя в этой совместной норвежско-российской рабочей группе, но весной 2011 года норвежские власти дали разъяснение, что  участие Беллоны в группе или статус наблюдателя – это преждевременный вопрос, так как круг полномочий группы на тот момент не был окончательно очерчен.

В октябре 2011 года Беллона провела совместно с «Кольской ГМК» семинар в городе Заполярный. Именно во время живой дискуссии в рамках семинара стало ясно,что несмотря на снижение выбросов диоксида серы с производственной площадки в Заполярном, произойдет увеличение выбросов SO2 в Никеле,так как производственный цикл в Никеле до сих пор базируется на старой технологии.

Деньги и политика

Экологическая политика компании «Норильский Никель» обусловлена не только отсутствием интереса к инвестициям в экологически чистые технологии, но и российским законодательством, а также российской правовой системой.

«В России отсутствует как политическая воля, так и финансовые стимулы, а также инвестиции в новые экологически чистые технологии для минимизации загрязнений, — комментирует Брондер. — В сегодняшней России существует широко распространенная практика предоставления временных разрешений на допустимые выбросы в промышленности. На самом деле, компаниям дешевле платить штрафы за загрязнение окружающей среды, чем инвестировать в экологически чистые технологии».

«Возможно, проблему загрязнения на Кольском полуострове, нельзя решить на  национальном уровне, для этого может потребоваться подписание международных соглашений, которые являются обязательными к исполнению», — считает эксперт Беллоны.

«Такие соглашения являются важным инструментом для ограничения трансграничного загрязнения. Один из хороших примеров — Гетеборгский протокол, до сих пор не ратифицированный Россией».

То, что «Норильский Никель» является крупнейшим загрязнителем в Арктике, на совести только самой компании. Эта крупная и богатая компания, имеющая все возможности для внедрения новых технологий и модернизации производства, которое бы позволило сократить негативное воздействие на чувствительную окружающую среду арктического региона.

«Норильский Никель» — крупная промышленная компания, имеющая огромное влияние в  регионах своего присутствия», — отмечает Брондер. — «В 2011 году предприятия   «Норильского Никеля» на Кольском полуострове, только налогов в бюджет Мурманской области заплатили более 10 миллиардов рублей».

У «Норильского Никеля» были планы по увеличению производства на заводах в Заполярном и Никеле. Эти планы были связанны с разработкой никелевых месторождений в Воронежской области. Но компания проиграла тендер на разработку Воронежского месторождения и, следовательно, руда оттуда может перерабатываться на других заводах, а производство на Кольском полуострове, в этом случае, не будет расширяться, как было запланировано.

Государственный экологический контроль

В августе 2010 года, после посещения города Норильска премьер-министром Владимиром Путиным, «Норильский Никель» подписал соглашение о сотрудничестве с Росприроднадзором. К сведению, благодаря находящемуся в городе Норильск комбинату «Норильского Никеля», этот населенный пункт входит в число 10 наиболее загрязненных городов мира.

С 2011 года Общественный совет при Росприроднадзоре в Норильске провел два слушания с участием представителей компании и общественности. Затем последовали встречи в Москве, где обсуждалось влияние деятельности «Норильского Никеля» на окружающую среду.

Во время очередной встречи в Москве, состоявшейся 23 мая 2012 года, представитель Беллоны задал вопрос о ходе запланированной модернизации завода на Кольском полуострове в поселке Никель. На что был получен достаточно странный ответ — полномочия Росприроднадзора в рамках соглашения с «Норильским Никелем» распространяются только на город Норильск, а не на комбинаты на Кольском полуострове.

«Беллона уверена, что подписание аналогичного соглашения в отношении объектов «Норильского Никеля» на Кольском полуострове может быть действенным инструментом для достижения сокращения выбросов с площадок КГМК, — подчеркнула Брондер.

«Гражданское общество в свою очередь получит возможность доступа к  информации о состоянии окружающей среды в своем регионе», — считает она.

Успешный PR

Несмотря на широкое освещение этой проблемы в Норвегии, информация о загрязнениях в районах присутствия компании «Норильский Никель» малоизвестна в России. Как показывают исследования, знания населения о загрязнениях и их влиянии на здоровье в настоящее время достаточно отрывочны и слабы.

Одним из объяснений такой ситуации может быть активная пиар-деятельность «Норильского Никеля» в России, направленная на позиционирование себя как «экологически ответственной» компании, и, одновременно, умалчивание фактов реального состояния о загрязнении и здоровья персонала.

«Такой пиар, к сожалению, достаточно успешен, хотя количество выбросов практически не изменилось», — отметила Брондер.