News

Победа Олланда на президентских выборах может подтолкнуть Францию к развитию возобновляемой энергетики

Опубликовано: 11/05/2012

Перевод: Ксения Вахрушева

Стихийное бедствие заставило Японию пересмотреть энергетическую политику и сделать ставку на рынок возобновляемых источников энергии. Теперь, возможно, мы увидим, как политические события могут иметь аналогичные последствия уже во Франции.

Политический курс Франции после победы социалиста Франсуа Олланда над консерватором Николя Саркози на президентских выборах, видимо, претерпит серьезные изменения.  История здесь очень простая. Саркози был убежденным сторонником ядерной энергетики, на которую приходится более чем 75% выработки электроэнергии в стране. Он также в целом не поддерживал расширение государственных программ для стимулирования развития зеленой экономики. Новоизбранный президент Олланд, наоборот, является страстным сторонником использования возобновляемых источников энергии. Он публично заявил, что хочет уменьшить зависимость Франции от ядерной энергетики с 75% до 50% к 2025 году.

 

Сдвиг в национальной энергетической стратегии происходит на фоне, когда соседние страны сворачивают программы поддержки возобновляемых источников энергии в рамках резкого сокращения бюджетных расходов. Например, фотоэлектрическая промышленность в Германии, Италии и Великобритании по-прежнему ощущает на себе воздействие недавних сокращений.

 

Пересмотр во Франции своего энергетического будущего в сторону развития возобновляемых источников энергии имеет много общего с последними событиями в Японии. После цунами и ядерного кризиса в марте 2011 приоритеты энергетической политики Японии явно сдвинулись в сторону солнца, ветра, биомассы и геотермальной энергии. Это повлияло и на изменение энергетической политики в Германии, которая, как Франция и Япония, в основном, зависели от ядерной энергетики. И в Италии, где приверженность ядерной энергетике была сначала поддержана, вскоре после Фукусимы от планов по ее развитию отказались.

 

Сейчас Франция со своей позицией стоит особняком среди ведущих стран, которые покрывают большую часть своих энергетических потребностей за счет ядерной энергетики. Но протест жителей, которые хотят развития энергетической политики в другом направлении, растет. С финансовой точки зрения, Франция построила большую часть своей экономики на ядерной основе. Имея 58 реакторов общей мощностью 63 ГВт, страна является крупнейшим в мире экспортером электроэнергии, в основном в соседние Италию и Швейцарию. Она также остается технологическим лидером во всех отраслях атомной промышленности – от конструкции реакторов до переработки отработавшего ядерного топлива.

 

Таким образом, неизбежны лоббирование и борьба за свои экономические интересы со стороны представителей атомного сектора, что будет делать переход на возобновляемые источники энергии долгим и нелинейным процессом. Но если Франция действительно решится на ликвидацию устаревших ядерных установок, а не на продление срока их эксплуатации, как при Саркози, тогда встанет вопрос о том, какие из возобновляемых источников энергии наиболее подходят, чтобы заменить АЭС.

 

На первый взгляд, 2011 год стал годом, в котором Франция присоединилась к странам, так называемой, солнечной элиты. На сегодняшний день Франция – пятая в мире по величине рынка солнечной энергетики, мощность которого составляет в сумме 2,5 ГВт. Но в соответствии с Европейской ассоциацией фотоэлектрической промышленности, эта цифра несколько вводит в заблуждение:

 

«Франция смогла ввести 1,5 ГВт новых солнечных систем в прошлом году, главным образом, в результате их установки в 2010 году. Лишь менее 10 процентов от этого объема были установлены в 2011 году. Новая правовая база позволила установкам только до 100 кВт пользоваться выгодным специальным тарифом, в то время как более крупным проектам пришлось ждать до лета, чтобы подать заявление на то, чтобы воспользоваться другими типами схем. Новая система поддержки предполагает ограничение ежегодного объема рынка до 500 МВт.

 

Технологическое присоединение к энергетическим сетям во Франции – это чрезвычайно длительный процесс, который может занять до 18 месяцев. Сокращения в использовании специальных тарифов и длительное время присоединения к сетям объясняет, почему строительство новых установок было на низком уровне в течение 2011 года, в то время как число введенных в эксплуатацию установок в том же 2011 году достигло рекордно высокого уровня в 1,5 ГВт».

 

По данным Европейской ассоциации ветроэнергетики, Франция сократила инвестиции в ветровую энергетику в 2011 году. В 2010 году в стране были установлены ветротурбины общей мощностью 1396 МВт, а в 2011 году этот показатель снизился до 830 МВт. Таким образом, совокупная мощность всех установок достигла 6800 МВт. Даже с учетом недавнего роста, ветроэнергетика покрывает лишь 2,8% потребности Франции в электричестве. Страна по-прежнему не развивает должным образом оффшорную ветроэнергетику, которая набирает обороты в северных странах. Сейчас во Франции есть один строящийся оффшорный ветропарк, а также несколько проектов в различных областях, что говорит о возможном потенциале для роста ветроэнергетики.

 

В то время как политическая ситуация во Франции все еще остается не вполне ясной, похоже, что солнечная и ветряная промышленности смогут выиграть от изменения в политическом курсе правительства. Вопрос только в том, откуда эти инвестиции будут привлекаться, особенно в свете значительного сокращения бюджетных расходов в большинстве стран Европейского Союза.

 

Перевод статьи по материалам сайта http://www.renewableenergyworld.com