Проект «Лепсе» как заложник бюрократических барьеров

«Создается впечатление, что международная и российская бюрократия способны загубить любой проект, что и доказывает опыт проекта «Лепсе», — уверен председатель правления ЭПЦ Беллона (Санкт Петербург) Александр Никитин. Проект был инициирован еще в 1995 году и только в 2012 судно переводят на судоремонтный завод «Нерпа» для начала работ по утилизации.

Подробную информацию по проекту можно прочитать здесь.

«Лепсе» была построена в 1930 году. «Судно находится на плаву более 75 лет. Сегодня оно удовлетворяет требованиям морского регистра, что стало возможным благодаря двум докованиям», — рассказал руководитель группы управления проектами «ФГУП ФЦ ЯРБ» Михаил Репин на семинаре «Состояние ядерно- и радиационно-опасных объектов на северо-западе России. Проблемы и перспективы их решения», организованного совместно Госкорпорацией «Росатом» и международным экологическим объединением Беллона, который в данный момент продолжается в Москве.

По словам Репина, в реализации проекта «Лепсе» выделяется три этапа: перевод судна на судоремонтный завод «Нерпа» (Мурманская область), постановка на стапельную плиту, а также выгрузка отработавшего ядерного топлива (ОЯТ) и разделка на блоки.

Среди достигнутых результатов он отметил, что был выполнен анализ эскизного проекта, подготовлена структура разделения работ, базовый график, журнал рисков проекта, план закупок для первого этапа проекта, анализ вариантов транспортировки птб «Лепсе» и выпущен отчет по оценке безопасности.

Говоря о разработке документации Репин отметил, что АНО «Аспект-Конверсия» проанализировала существующую информацию, разработан план обеспечения качества, выполнены инженерные обследования СРЗ «Нерпа», выбраны варианты проектных решений по обращению с жидкими радиоактивными отходами (ЖРО) и твердыми радиоактивными отходами (ТРО), проанализированы варианты проектных решений постановки на стапель и укрытию, обеспечивающему выгрузку ОЯТ из хранилища «Лепсе».

В плане обеспечения поддержки в качестве эксплуатирующей организации «Лепсе» было рассмотрено 4 варианта транспортировки: буксировка без вспомогательных средств, транспортировка с использованием понтонов, транспортировка в доке, транспортировка на ТПС. Оптимальным был признан вариант транспортировки без вспомогательных средств, с использованием тянущего, поддерживающего и спасательного буксиров.

«Проект буксировки разрабатывается «Атомфлотом». Предприятие имеет опыт буксировки судов АТО, я думаю, что эта задача реально выполнима в этом году», — уверен Анатолий Захарчев, руководитель проектного офиса Комплексная утилизация АПЛ.

Подготовка к транспортировке

ФГУП «Атомфлот» разработал технические задания и технические требования на подготовку «Лепсе» к транспортировке и улучшению радиационной обстановки на борту судна. Проведены все подготовительные работы по размещению заказов на закупку материалов и оборудования, проанализировано состояние отработавших тепловыделяющих сборок (ОТВС), разработан рабочий комплект документации на вентмодуль и комплект дополнительной биозащиты помещения баков ОТВС, был выполнен ремонт системы вентиляции, удаление неконтейнизированных ТРО из хранилища ОЯТ и ЖРО. Планируемый срок окончания работ — третий квартал 2012.

«При этом «Атомфлот» остается организацией, несущей на себе всю ответственность за полную утилизацию судна», — подчеркнул Репин.

Проект выгрузки ОЯТ из хранилища «Лепсе»

По словам представителя АНО «Аспект-Конверсия» Анатолия Цубанникова, 313 ОТВС «Лепсе» находятся в извлекаемых пеналах, 307 — в кессонах, остальное — в неизвлекаемых пеналах.

Комплект оборудования выгрузки, необходимый для выгрузки ОТВС, индивидуального изготовления, и скорее всего, разового использования — только для этого проекта. Оборудование должно в первую очередь обеспечить радиационную защиту персонала. Максимально возможно операции будут выполняться оборудованием с дистанционным управлением, чтобы персонал подвергался минимальному воздействию.

Анна Киреева

anna@bellona.ru