News

В Мурманске вслед за Санкт-Петербургом обсудили проблемы энергоэффективности

Energy efficiency potential_Russia_2011_2035_WEO
WEO 2011

Опубликовано: 14/02/2012

Автор: Алексей Павлов

В столице Заполярья состоялся российско-британский семинар под названием «Стратегии повышения энергоэффективности компании». Однако, в отличие от северной Пальмиры там не подводили итоги проекта, а только намечали первые шаги.

Сразу после Санкт-Петербурга проблемы внедрения энергоэффективных технологий поднимались в Мурманске. Обучали северян англичане. Заместитель генерального консула Великобритании в Санкт-Петербурге Бен Гринвуд рассказал, какими способами британские предприятия добиваются повышения энергоэффективности.

Во-первых, это учет и контроль. Компании устанавливают  «умные» счётчики, а также системы автоматического включения и выключения света или тепла, когда это необходимо. Это позволяет очень быстро добиться 50% экономии. Во-вторых, активно внедряется новое более эффективное оборудование и увеличиваются капитальные вложения. В итоге происходит не только экономия энергоресурсов, но и сокращение выбросы парниковых газов. 

– В Великобритании это самый главный показатель энергоэффективности, а также требование законодательства. Компании обязаны отчитываться о том, какие меры они предпринимают для снижения выбросов парниковых газов. Эти отчеты выкладываются в Интернет, тем самым влияя на имидж компании. Ведь потенциальные партнёры могут посмотреть и решить, стоит ли сотрудничать с теми, кто выбрасывает большое количество климатических газов, – поясняет координатор проекта, директор «Центра Трансграничного сотрудничества» Мария Жевлакова. – Наши люди об этом не задумываются, но, меняя оборудование, они действительно снижают выбросы в атмосферу парниковых газов и участвуют в международной борьбе с изменением климата.
 
– К сожалению, для российских компаний проблема климата не является дополнительным аргументом для повышения энергетической эффективности, – также говорит координатор энергетических проектов «Беллоны Мурманск» Нина Лесихина. – И это несмотря на то, что в России уже формируется государственная климатическая политика. В 2010 году была утверждена Климатическая доктрина РФ, а в 2011 принят план реализации ее положений, который предполагает внедрение подходов и технологий для снижения выбросов парниковых газов. Россия в ближайшее время вступит в ВТО, да и уже сейчас многие компании работают на международном рынке и претендуют на инвестиции международных банков, для которых очень важным является климатический имидж. Таким образом, российские компании, которые уже сейчас уделяют внимание своей климатической политике, получат хорошее конкурентное преимущество. Беллона предлагает уже сейчас при проведении компаниями энергоаудита проводить расчет выбросов парниковых газов и предусматривать меры по их снижению.

Третьим шагом на пути повышения энергоэффективности предприятия является развитие «зеленого мышления» у всех сотрудников компании. Так, например англичанам, активно внушается необходимость выключать на работе ненужное оборудование и свет, закрывать двери и окна. Кроме того, в коллективах назначаются «ответственные за экономию», и вводится внутренняя отчетность. 

Четвертым шагом является внедрение новых источников энергии. В Великобритании компании активно используют солнечные батареи и ветроэнергоустановки для производства электричества и тепла, а также биотопливо. Например, есть компании которые используют для подогрева воды сильно нагревающиеся крыши, а другие – продукты жизнедеятельности сотрудников.

Ну и главное, это инновационное финансирование. В Великобритании государство предоставляет 100% налоговые льготы тем компаниям, которые внедряют энергоэффективное оборудование. К сожалению, в России такого рода финансового стимулирования  пока нет.

– Слишком разный уровень развитие двух государств. У нас все дороже – ресурсы, банковские займы и так далее, – комментирует заместитель руководителя агентства энергетической эффективности Мурманской области Дмитрий Боровков. – Поэтому и результат у нас тяжелее достигается. Если за рубежом сроки окупаемости инвестиции в энергосбережение составляют 5-10 лет, то у нас намного больше.

Присутствовавшие на встрече представители таких организаций, как «Мурманская ТЭЦ», «Колэнерго», «Мурманская областная электросетевая компания», КРЭС, судоремонтный завод «Нерпа», ОАО «Апатит», «Электроспецмонтаж» отметили, что им интересен опыт англичан потому, что своего еще пока нет. В основном меры по повышению энергоэффективности сводятся к замене устаревших тепловых центров, труб и тому подобное, хотя в региона уже действует долгосрочная государственная целевая программа по энергоэффективности. 

– Конечно, решение о применении конкретных технологий принимает собственник. Они лежат на поверхности – утеплить контур, фасады и подвалы зданий, заменить крышу, источники освещения и внутренние домовые сети. Всё это дает значительный эффект, – поясняет начальник управления энергетической эффективности, экономики и финансов Министерства энергетики и ЖКХ Мурманской области Эдуард Кольцов. – Буквально в январе этого года мы провели мониторинг и видим значительный прогресс. Допустим, по 19 муниципалитетам мы выявили экономию в 16%. И это только от применения индивидуальных тепловых узлов в административных и жилых зданиях.

В помощь тем мурманским компаниям, что захотят заняться реальной экономией, петербургский «Центр Трансграничного сотрудничества» разработал пособие под названием «Стратегии повышения энергоэффективности компании». Скоро оно появиться в печатном виде, и будет доступно в Интернете.