News

Алексей Кокорин: «Будем готовиться к более нервному и экстремальному климату»

Опубликовано: 16/12/2011

После завершения Климатической конференции ООН в африканском Дурбане становится ясно, что главные ее цели — выработка плана действий на ближайшее будущее, попытка сохранить лучшие механизмы Киотского протокола — механизм чистого развития и проекты совместного осуществления, — хотя и в урезанном виде, но удалась. Итоги Конференции комментирует координатор WWF Алексей Кокорин.

Виновен антропогенный фактор

— Алексей, спорам о влиянии человека на климат на Конференции уже не было места?

— Накануне переговоров в Дурбане были согласованы основные выводы Доклада Межправительственной группы экспертов по изменению климата (МГЭИК) Всемирной метеорологической организации, посвященного росту экстремальных явлений. Сомнений в негативной роли антропогенного фактора ни у кого уже нет и в Дурбане этот фактор принимался априори. Руководитель Росгидромета Александр Фролов подчеркнул на пресс-конференции, состоявшейся в Дурбане 8 декабря, что если ранее и у российских ученых были сомнения по поводу влияния на климат антропогенного фактора, то сейчас его сомнению никто не подвергает.

При этом выбросы парниковых газов растут рекордными темпами, увеличиваясь в последнее десятилетие на 3% в год. Сегодня на первое место по выбросам парниковых газов вышел Китай, на втором оказались США, на третьем и четвертом, благодаря возрастающему сведению лесов, соответственно Бразилия и Индонезия, на пятом — Индия, обошедшая Россию, по причине роста промышленности.

Киотский протокол морально устарел

— То есть, сегодня Россия находится не на третьем, как раньше, а на шестом месте?

— Да, мир меняется все стремительнее. Поэтому на климатических переговорах столь напряженно шло обсуждение, каким быть новому соглашению. Самостоятельно прекратить вырубки тропических лесов Индонезия и Бразилия не могут. Индия тоже не может справиться с ростом выбросов — там миллиард полнейшей бедноты. Все эти страны хотят, чтобы новый договор носил не характер осуждения стран с крупнейшими выбросами, а кооперации.

— Киотский протокол морально устарел?

— Конечно. Он рассчитан на богатые страны, в нем нет обязательств для развивающихся стран. Его не ратифицировали США, а у таких крупнейших эмитентов, как Китая, Индии, Бразилии, Индонезии в нем нет обязательств. Конгресс США вообще категорически отказывается рассматривать какие-либо документы с ключевым словом «климат».

— Хотя в Штатах давно и успешно работают биржи по торговле выбросами…

— Консервативная часть Республиканской партии представляют в основном люди за 70, которые говорят, что «климат нам дан от Бога»… Делегация США буквально вертится между двух огней. С одной стороны, Обама — за новое соглашение, как никак США — один из крупнейших эмитентов. С другой, они точно знают, что Конгресс не ратифицирует новый документ. Вот они и тянут время…

Новое соглашение появится к 2020

— То есть новое соглашение в Дурбане и не могло быть принято?

— Конечно. На это трудно было надеяться и к концу 2012 года, когда закончится действие Киотского протокола. Так вот, благодаря состоявшимся переговорам, стало ясно, что в течение ближайших 4-лет мировое сообщество будет готовить новое соглашение, в котором будут задействованы все крупные страны, затем несколько лет уйдет на его ратификацию, то есть к 2020 году мир должен иметь новый документ.

В это же время  ЕС будет «держать на плаву» второй период обязательств Киотского протокола (КП 2), обеспечивающий 15% мировых выбросов. Данный документ поддержали страны ЕС, а также Норвегия, Швейцария, Беларусь, Украина и Казахстан.

Словом, выход из логического тупика найден: как действовать в ближайшие годы стало ясно. Хотя пока только по форме. А вот путь к 50% снижению глобальных выбросов к 2050 году по-прежнему остается не прорисованным, хотя теперь уже гораздо больше шансов увидеть его через 4 года — к 2015 году.

Россия приняла экономически невыгодное решение

— Однако в Дурбане были и противники нового соглашения, выступавшие исключительно за продление Киотского протокола?

— Прежде всего, это государства, формально входящие в число развивающихся, а на деле являющиеся развитыми. Например, Саудовская Аравия, Сингапур, Кувейт, Эмираты, Южная Корея. В соответствии с Конвенцией по климату Россия, которую они давно обошли экономически, должна помогать им финансово. Россия уже выступала на конференции в Бонне в июне 2011 с заявлением о необходимости пересмотра списков развитых и развивающихся стран в соответствии с их экономическим положением. В Дурбане эту позицию поддержали Беларусь, Украина и Казахстан.

За наших друзей из стран СНГ можно только порадоваться. У них есть все шансы на значительный прогресс в плане развития проектов совместного осуществления (ПСО). Они будут вместе с ЕС участвовать во втором периоде обязательств КП.

А вот для российских ПСО — ситуация плачевная, ведь в Дурбане Россия отказалась от второго периода КП, нанеся тем самым собственной экономике немалый ущерб. Так за  Проекты совместного осуществления первого периода РФ получит до 1,5 миллиарда долларов. За второй могла бы  получить  примерно ту же сумму. Плюс полученные в результате реальные технологии и механизмы борьбы с изменением климата.

Хотя с экологической точки зрения, это не трагедия, ведь на суммарные выбросы парниковых газов (ПГ) в России наличие ПСО влияет очень слабо. Тут гораздо важнее выполнение  внутренних решений по энергосбережению и энергоэффективности (прежде всего в зданиях всех типов), широкомасштабная деятельность по иному ведению лесного хозяйства и т.п. Также для экологов очень важен “воспитательный” аспект — необходимо приучить всех в России к мысли, что за выбросы рано или поздно придется платить. Причем, плата будет зависеть от вида топлива — газ это или уголь, уголь или ВИЭ и т.д. Поэтому регулирование выбросов ПГ с целью стимулирования использования новых энергоэффективных технологий и ВИЭ, надеюсь, Россия постепенно будет внедрять в любом случае.

— Во время переговоров Россия получила анти-приз «Ископаемое дня», учрежденный общественными наблюдателями конференции…

— Как раз за нелогичный и экономически непонятный отказ от вхождения в КП 2. Россия осталась в стороне от второго этапа Киотского протокола вместе с Канадой, Японией и США, которым просто не выполнить обязательств этого соглашения, ведь они не справились с условия первого этапа. Россия же справилась, и нам вполне по силам  условия второго КП 2. Почему мы не с ЕС, а также Украиной, Белоруссией и Казахстаном? Непонятно. За такую вот алогичность — анти-приз. 

Кто выиграл и кто проиграл?

— Какие договоренности достигнуты в Дурбане по поводу Зеленого климатического фонда?

— Есть все шансы, что Фонд через год будет активно работать, во всяком случае, деньги на его первые шаги в Дурбане уже выделены. Хотя у Фонда пока имеются средства только на административную деятельность. Да и в будущем через него, вероятно, будет распределяться лишь 20-30% всего климатического потока средств (основной пойдет через национальные агентства развитых стран). Тем не менее, у целого ряда развивающихся стран, в их числе и у наших центроальноазиатских коллег по СНГ, появляется еще один мощный инструмент получения средств на меры по адаптации к последствиям изменений климата.

— Кто выиграл от переговоров?

— Наименее развитые страны. У них, как мы поняли, появился Фонд, плюс они становятся поставщиками единиц механизмов чистого развития в европейскую торговую систему. Ну и наши друзья из Беларуси, Казахстана и Украины, у которых открылась возможность работы в рамках ПСО.  

— А кто проиграл?

— Пожалуй, все «проигравшие» заранее знали, что к этому идет, поэтому явным проигрышем итоги Дурбана не назовешь. Весь мир, как шел, так и идет к повышению глобальной температуры на 4С. Конечно, дело не в этом «среднем по больнице» параметре, дело в частоте и силе опасных явлений. Тут полезно посмотреть будущий доклад МГЭИК, полный текст которого обнародуют в феврале 2012, а что касается русскоязычного источника — посмотрите новый специальный сайт Росгидромета — www.global-climate-change.ru. Там все научно, строго и адекватно.

К группе проигравших можно отнести и африканские страны: новых денег им не дали, что в условиях кризиса было вполне ожидаемо. О ситуации с ПСО в России уже говорил.

Что нас ждет в 2012?

— В 2012 году закончится действие Киотского протокола. Каких событий можно ожидать через год?

— Сейчас сказать сложно, ведь КП 2 может и обрушиться. Хотя теперь этот сценарий менее вероятен. В любом случае, в декабре 2012 года государства–участники «красиво начнут новую переговорно-климатическую жизнь». Вероятней всего, предложения переговорщиков по выбросам будут такими же слабыми, как и сейчас. Ну а всем нам надо готовиться к более и более нервному и экстремальному климату. Во всяком случае, в ближайшие десятилетия.

Беседовал Алексей Смирнов