News

Радиоактивные изотопы регулярно перевозят на пассажирских самолётах

Технеций-99m, искусственный радиоактивный изотоп с периодом полураспада 6 часов используется в медицине.

Опубликовано: 26/10/2011

Автор: Андрей Ожаровский

23 октября на борту пассажирского самолёта, следовавшего по маршруту Москва-Казань, был обнаружен груз радиоактивного изотопа технеций-99. Слухи о разгерметизации контейнеров усердно опровергаются. Однако и пассажиры, и сотрудники аэропортов, и жители территорий, над которыми проходил маршрут, подвергались опасности. К сожалению, транспортировки радиоактивных веществ не редкость, но практика их перевозки регулярными пассажирскими рейсами вызывает обоснованную озабоченность.

Опасный груз следовал из Домодедово в Казань

Ситуационно-кризисный центр Росатома в сообщении от 25 октября подтвердил, что на борту самолёта находился радиоактивный груз и что Казанское отделение филиала «Приволжский федеральный округ» ФГУП «РосРАО» участвовало в проведении радиационного контроля воздушного судна:

«23.10.2011 в 17:00 в Казанское отделение поступило экстренное сообщение из Международного аэропорта «Казань» о выявленном превышении радиационного фона на борту самолета А-319, рейс С765 (Домодедово — Казань).

В соответствии с документами в аэропорту Домодедово на борт были загружены три радиоактивные упаковки с генераторами Технеция-99, предназначенными для медицинских учреждений Казани.

Специалистами отделения проведен радиационный контроль воздушного судна. Снимаемого радиоактивного загрязнения с поверхности грузового отсека воздушного судна не выявлено. Источники не разгерметизированы. Людей, подвергшихся облучению дозами выше установленных пределов и подлежащих медицинскому обследованию, не выявлено».

Была ли разгерметизация?

Однако 23 октября СМИ сообщили о разгерметизации контейнеров с радиоизотопами в аэропорту Казани. Например, газета «Комсомольская правда в Казани» писала:

«В казанском аэропорту приземлился самолет из аэропорта «Домодедово», при разгрузке багажа выяснилось, что поврежден один из контейнеров с радиоактивным веществом. Предварительные замеры радиации показали, что превышен радиоактивный фон.

По неофициальной информации, одна из емкостей была повреждена, в результате чего и произошел выброс радиации. Однако, в министерстве по делам ГО и ЧС эту информацию не подтверждают».

Также сообщалось о том, что грузчики аэропорта, участвовавшие в разгрузке контейнеров с радиоизотопами, оказались в больнице, по-видимому, только для обследования, а МВД принимало меры для розыска и обследования багажа пассажиров, который следовал рядом с контейнерами с радиоактивным веществом.

Позднее появились ссылки на сообщения министерства по делам ГО и ЧС, что опасности для населения и окружающей среды нет.

Опасность была реальной

Тем не менее, следует признать, что опасность перевозок радиоизотопов вполне реальна. Если в нормальных условиях защитные контейнеры, возможно, могут защитить персонал и пассажиров от проникающей радиации и контакта с опасными радионуклидами, то в случае авиационных аварий и происшествий такой уверенности нет. Аварийные посадки и даже катастрофы самолётов не редкость, можно напомнить недавние случаи, когда воздушное судно было разрушено и погибли люди – это катастрофы Ту-134 в Петрозаводске и Як-42 в Ярославле. Если на борту попавшего в аварию самолёта находится радиоактивный груз, то авария может привести к разрушению защитных контейнеров и радиоактивному заражению территории. Может случиться такая «маленькая Фукусима», ведь собрать рассыпавшиеся радионуклиды полностью будет невозможно.

Регулярные воздушные транспортировки радиоактивных веществ

Газета «Комсомольская правда в Казани сообщает, что радиоактивный груз перевозят на пассажирских рейсах примерно раз в неделю: «У авиакомпании на перевозку есть разрешение. Главный заказчик опасного продукта — казанский онко-диспансер».

Технеций-99m, искусственный радиоактивный изотоп с периодом полураспада 6 часов используется для диагностики ряда заболеваний, в том числе онкологических. Если его доставка во все онко-диспансеры страны производится регулярными рейсами авиакомпаний, то опасности радиоактивного загрязнения подвергается почти вся населённая территория страны.

К сожалению, ни пресс-служба перевозчика, авиакомпании «S7», ни грузоотправителя, московского ОАО «Изотоп» не были готовы дать комментарий для Беллоны.ру. Можно предположить, что грузоотправитель решил использовать для доставки опасного груза регулярные пассажирские рейсы из-за экономии, ведь заказывать чартер или специальный грузовой рейс намного дороже.

Что ещё у нас летает?

Следует отметить, что перевозка опасных радиоактивных веществ и даже радиоактивных отходов воздушным транспортом является распространённой практикой атомной промышленности. Отработавшее и свежее высокообогащённое топливо с исследовательских ядерных реакторов европейских стран регулярно отправлялось в Россию именно по воздуху. Беллона.ру подробно рассказывала, к примеру, про воздушную транспортировку высокообогащённого ядерного топлива из Украины в последние дни 2010 года.

Наземные перевозки тоже опасны

Вопросы опасности перевозок ядерных и радиоактивных материалов, в том числе радиоактивных отходов часто недооцениваются. А возят по России много – и своего и чужого. Так до недавнего времени транспортировка «урановых хвостов» (отвального гексафторида урана) с немецкого и голландского предприятий осуществлялась через порт Санкт-Петербурга. Контейнеры с токсичным и радиоактивным грузом везли по железной дороге через микрорайон Автово.

Общеизвестно, что все АЭС России требуют регулярного завоза уранового топлива, с некоторых станций отработавшее топливо (ОЯТ) отправляется на комбинат «Маяк» в Челябинскую область. Если будет введено в строй временное приповерхностное хранилище ОЯТ в Красноярском крае, то объёмы транспортировок возрастут, возрастёт и вероятность аварий.

Строительство Росатомом АЭС в других странах, например в Беларуси, также приведёт к росту перевозок радиоактивных грузов по густонаселённым районам, ведь ОЯТ из Беларуси должен будет направляться в Россию для извлечения плутония, а отходы такой «переработки» должны будут возвращаться в страну происхождения.

Да и в Москве действуют несколько исследовательских ядерных реакторов, в Курчатовском институте и Ядерном университете МИФИ. Перевозки топлива и отходов, на них образующихся, осуществляется по московским улицам автомобильным транспортом.

Следует напомнить, что отправитель опасного груза, московское ОАО «Изотоп» усиленно лоббирует программу облучения сельскохозяйственной продукции и пищевых продуктов. Если их планы реализуются, то контейнеры с радиоактивным цезием также будут регулярно рассылаться по всей стране.

Должны ли информировать граждан?

Выходит, что каждый из нас, кто путешествует на самолёте, по железной дороге или на автомобиле может оказаться рядом с радиоактивным грузом, а в случае аварии – в зоне загрязнения. А тем, кто живёт близ аэропорта или железной дороги, и путешествовать не надо – опасные материалы и так регулярно рядом оказываются.

К сожалению, ни МЧС, ни Росатом не считают нужным информировать население об опасных транспортировках.

В связи с инцидентом в казанском аэропорту представитель Ростехнадзора Николай Токарев заявил, что авиакомпания должна предупреждать пассажиров, если на борту находится радиоактивный груз.

«По факту происшествия была организована рабочая группа и у нее после изучения всех обстоятельств есть вопросы ко всем участникам перевозки опасного вещества. Это и авиакомпания «Сибирь» как грузоперевозчик, и аэропорт «Домодедово», как грузоотправитель, и к аэропорту «Казань», как грузополучателю, и объединению «Изотоп», структура ГК «Росатом», Москва — как грузоотправителю. Поскольку вещество перевозится пассажирским самолетом, люди, так же находящиеся на его борту, должны быть уведомлены о такой перевозке», — сказал он на пресс-конференции в Казани.

Так что, возможно, скоро можно будет услышать объявление стюардессы в самолёте: «Пристегните ремни и не волнуйтесь, на борту радиоактивный груз!»