News

«Беллона» вскрывает недостатки российской нефтегазовой индустрии в преддверии Арктического форума

Bellona

Опубликовано: 27/09/2011

Сегодня в Мурманске начинает работу очередная международная выставка "СевТЭК-2011", а 30 сентября состоится III Арктический Мурманский международный экономический форум, где "Беллона" представит свое видение экологического будущего Арктики.

Уже сейчас Арктика испытывает серьезное антропогенное воздействие, связанное с загрязнением нефтепродуктами и отходами предприятий горно-металлургического комплекса, перевыловом рыбы и затоплением радиоактивных отходов, активным судоходством и военной деятельностью. Именно в Арктике изменение климата происходит наиболее интенсивно. Активная нефтегазовая деятельность может стать губительной для природной среды региона.

«Беллона» уверена, что нефтегазовая промышленность, как российская, так и зарубежная, не готовы к безопасному освоению углеводородных ресурсов Арктики по следющим причинам.

1. На сегодняшний день недостаточно внимания уделяется изучению морских экосистем Арктики.

Объем и качество исследовательских работ по изучению флоры и фауны северных морей России не позволяют объективно спрогнозировать к каким последствиям для окружающей среды могут привести морские  разработки нефтегазовых месторождений. Система государственного экологического мониторинга в Арктике практически не работает.

«Беллона» считает, что в регионе должен быть создан специальный Центр, осуществляющий мониторинг состояния окружающей среды и поддерживающий базу данных об экологическом состоянии региона. Также необходимо обеспечить регулярный спутниковый мониторинг и предоставить его результаты в открытый доступ.

2. Для нефтегазовых компаний России характерна нерациональность недропользования, которая проявляется в низком коэффициенте извлечения нефти и низком уровне переработки попутного газа.

В настоящее время деятельность нефтяных компаний направлена на интенсивный отбор нефти и газа с минимальными затратами. В России в среднем коэффициент извлечения нефти составляет 35% (в Норвегии, например, КИН – 45%, Саудовской Аравии и США – 50%). Отсутствие экономического стимула (например, в виде льготного налогообложения) и государственного правового регулирования приводит к выборочному извлечению наиболее продуктивных запасов, снижению коэффициента извлечения нефти и безвозвратной потере части запасов. Это приводит к необоснованной разработке новых месторождений и, как следствие, увеличению экологической нагрузки на окружающую среду.

По данным Министерства природных ресурсов Российской Федерации, из 45 млрд. м3 ежегодно извлекаемого попутного нефтяного газа на переработку направляется лишь 26%, около 27% газа сжигается в факелах. Это приводит не только к потерям ценного сырья, но и к увеличению выбросов вредных веществ в атмосферу. Выбросы твердых загрязняющих веществ на факельных установках составляет 12% от общего объема выбросов в России.

В рамках транспортной стратегии РФ на период до 2020 года планируются программы модернизации и строительства портовых терминалов по перевалке нефти и нефтеперерабатывающих заводов, а также расширение системы трубопроводного транспорта. В то же время остаются вопросы по разведанным запасам нефти и газа на Европейском Севере России. Насколько они велики? Можно ли  рассчитывать на существенное увеличение объемов добычи нефти и газа при столь низком уровне геологоразведки и надо ли строить новую транспортную структуру, достаточно ли будет ресурсов для их заполнения?

«Беллона» считает, что функционирование нефтегазового комплекса должно осуществляться исходя из принципа рациональности и устойчивости, а не краткосрочной экономической выгоды. Так развитие транспортных мощностей должно осуществляться только при фактическом наличии необходимого количества ресурсов для их заполнения. При эксплуатации существующих нефтегазовых месторождений должны внедряться технологии и высокие экологические стандарты, направленные на повышение коэффициента выработки месторождений и утилизации попутного нефтяного газа.

3. Устаревшая и несовершенная техническая оснащенность системы транспортировки углеводородного сырья обуславливает высокий уровень аварийности.

Интенсивная нагрузка магистральных трубопроводов привела к тому, что их основная часть сильно изношена и требует значительной реконструкции, что подтверждается увеличением количества аварий на трубопроводах. При проектировании новых трубопроводов сроки эксплуатации этих объектов не регламентируются, что позволяет компаниям-операторам использовать их бесконечно, осуществляя лишь незначительные обновления. Магистральные трубопроводы — одно из немногих сооружений, которые испытываются без полного воспроизведения эксплуатационных нагрузок, что повышает их аварийность, особенно на первых этапах эксплуатации.

Высокий уровень экологических рисков при танкерной транспортировке нефти и газа определяется техническим состоянием танкеров и отсутствием эффективной системы регулирования и контроля над их передвижением. В настоящее время не существует четко определенных маршрутов движения танкеров, перевозящих нефтеналивные грузы. Выбор маршрута определяется подходящими глубинами и природно-климатическими условиями. Все это значительно повышает риски загрязнения водной среды в районах транспортировки.

«Беллона» считает, что в арктических морях должны быть определены и являться обязательными для следования всеми танкерами фиксированные маршруты транспортировки углеводородного сырья. Данные маршруты должны быть установлены на достаточном расстоянии от берега, что позволит избежать негативного воздействия на прибрежные территории, наиболее ценные и уязвимые с точки зрения биоразнообразия. Отдаленность путей транспортировки углеводородов от побережья позволит предотвратить немедленное попадание нефти и нефтепродуктов на побережье и обеспечит временное преимущество для реагирования спасательных служб в случае разлива нефти.

4. Прогнозируемое наращивание объемов транспортных операций будет неизбежно опережать развитие региональной системы ликвидации аварийных разливов нефти.

В настоящее время система аварийного реагирования характеризуется моральным и физическим старением судов и специального оборудования, удаленностью базирования аварийных сил, отсутствием современных средств обнаружения, контроля, прогноза поведения аварийных разливов нефти, дефицитом средств для защиты и очистки побережья, а главное отсутствием эффективных технологий ликвидации разливов нефти в ледовых условиях. Спасательные службы, обеспечивающие ликвидацию аварийных разливов нефти, как правило, не обладают достаточным техническим обеспечением и финансированием, что приводит к низкому уровню проведения ликвидационных работ при разливах нефти.

«Беллона» считает, что Правительство и нефтегазовые компании должны обеспечить лучшее планирование для предотвращения и ликвидации аварийных разливов нефти (утечек газа) при добыче и транспортировке углеводородного сырья на Арктическом шельфе. В стратегии защиты окружающей среды от нефтяного загрязнения приоритет должен быть отдан мерам по предупреждению разливов нефти и нефтепродуктов.

Должна быть создана общая база данных о нефтяных танкерах и газовозах, курсирующих в арктических морях, и качестве транспортируемых углеводородов. Это позволит обеспечить своевременное оповещение и эффективное реагирование в случае аварии, а также определить виновника. По всему маршруту следования танкеров должна быть обеспечена возможность своевременной буксировки судна в случае отказа на нем двигателя. 

5. Законодательная система, регулирующая режим недропользования и экологическую безопасность в Арктике, на данный момент не совершенна.

Нормативная база противоречивая, громоздкая и в то же время не достаточная. Это не позволяет установить эффективный правовой контроль над деятельностью нефтегазовых компаний и дает им возможность избежать ответственности за экологические правонарушения.

Разработанные для каждого нефтегазового проекта планы ликвидации аварийных разливов нефти являются проявлением формального следования законодательству. Компании недооценивают экологические риски и не рассматривают варианты «запроектных аварии», что приводит к неадекватной оценке достаточности сил и финансовых средств для ликвидации.

«Беллона» считает, что необходимо принять закон «О защите морских объектов от нефтяного загрязнения», который был разработан Комитетом по природным ресурсам, природопользованию и экологии, и предусматривал создание национального фонда компенсации ущерба от загрязнения нефтью, участие гражданского общества в принятии решений по вопросам нефтегазовой деятельности, учет особенностей экологической ситуации в различных морях России, трансграничное экологическое воздействие, стратегическую экологическую оценку и др.

Планы ликвидации аварийных разливов нефти различных уровней должны быть усовершенствованы и адаптированы к конкретным региональным условиям, предусматривать оценку «запроектных аварий» и объективный анализ достаточности сил и средств для ликвидации.

6. Сокращаются возможности общественного  участия  в экологической оценке нефтегазовых проектов.

Право на участие в принятии экологически значимых решений определяется законодательством РФ и, в первую очередь, Конституцией РФ. Однако в нынешней России, вопреки действующему законодательству, регулярно расширяется область так называемой конфиденциальной и даже секретной информации (в том числе, по отношению к экологическим данным). Нефтегазовые компании всеми способами уклоняются от проведения экологически ориентированной  и открытой политики.

В 2010 году общественные экологические организации инициировали проведение общественной экологической экспертизы Штокмановского проекта, которая была сорвана потому, что компания своевременно не предоставила материалы экологической оценки. Аналогичная ситуация повторилась и с проектом «Приразломная» в 2011 году. Планы ликвидации аварийных разливов нефти недоступны для общественности и даже не выносятся на общественные обсуждения.

«Беллона» считает, что нефтегазовые компании и соответствующие органы государственной власти должны обеспечить открытость и доступность результатов оценки воздействия хозяйственной деятельности на окружающую среду, мониторинга окружающей среды, планов ликвидации аварийных разливов нефти и другой экологически значимой информации. Это позволит обеспечить общественный контроль над деятельностью нефтегазовых компаний и не допустить реализацию социально, экономически и экологически опасных проектов.