В Арктике не должен повториться «Мексиканский залив»

ingressimage_068.jpg Photo: Фото: gazprom.ru

Платформа в торосах

Нефтедобывающую платформу «Приразломная» установили в Печорском море в конце августа. Сейчас идет сооружение защитного вала (бермы), укрепляется основание платформы. После завершения этих работ (предположительно в октябре) планируются активное бурение и начало добычи нефти с шельфа. В сутки платформа сможет добывать до 19 тыс. тонн нефти, которая будет накапливаться в хранилищах общим объемом более 120 тыс. кубометров. Будет организован вывоз нефти танкерами ледового класса дедвейтом 70 тыс. тонн, т. е. по одному рейсу через каждые 3-4 суток.

Проект осуществляет дочерняя компания Газпрома ООО «Газпром нефть шельф». «Приразломную» позиционируют как первую морскую ледостойкую буровую платформу, спроектированную и построенную в России. До конца 2011 года с платформы планируется начать бурение первой добычной скважины. Добыча и транспортировка нефти будут происходить в крайне сложных природных условиях. В холодный период года температура воздуха здесь понижается до -40 градусов, скорость ветра – 30 метров в секунду, устойчивый ледяной покров держится 7 месяцев. Его толщина может достигать 2 метров, при этом могут образовываться торосы толщиной до 6-8 метров. Количество штормов – около 22 в год при средней продолжительности каждого до 9 суток. Средняя высота волн – 4 метра, максимальная – до 13 метров.

Газпром заявил, что при проектировании «Приразломной» особое внимание было уделено экологическим аспектам, в частности системе «нулевого» сброса отходов производства в море и системе для утилизации попутного газа. Однако то, что проект опасен для окружающей среды, не вызывает сомнений у коалиции российских экологических организаций. В состав коалиции вошли Экологический правозащитный центр «Беллона», WWF России, Гринпис России, Союз охраны птиц России, Социально-экологический союз.

 

Ущерб на рубль, страховка на копейку

В начале августа коалиция потребовала заморозить запланированную на август установку платформы «Приразломная» в Печорском море. Экологи обратились к властям страны с открытым письмом. Они считают, что нефтедобычу в Арктике осложнит множество негативных факторов. В первую очередь, это тяжелые погодные условия, к которым, по мнению экологов, не приспособлены современные технологии.

«Сегодня в мире не существует практического успешного опыта ликвидации разливов нефти во льдах объемами более чем несколько десятков тонн, – говорится в заявлении. – В случае аварии объем выброшенной в море нефти может достичь 8-10 тыс. тонн. Ситуация осложняется и тем, что ближайшие аварийно-спасательные службы, способные проводить ликвидационные работы на море, находятся в Мурманске, почти в 1000 километрах от месторождения».

Платформу «Приразломная» установили в нескольких десятках километрах от Ненецкого заповедника и ряда федеральных заказников. В случае разлива нефти они сильно пострадают. Если авария произойдет в зимнее время, работы по ликвидации последствий придется проводить в темноте, практически наугад — полярная ночь держится здесь несколько месяцев. Учитывая многочисленные штормы с высокими волнами, густой туман и многометровые льды, поверить в эффективность таких работ невозможно.

«На этом фоне ярким примером неготовности к наихудшим сценариям представляется заявляемая в проектной документации сумма экологического страхования в размере 7 млн рублей, что не составит и десятой доли процента от размера возможного ущерба и потерь», – говорится в заявлении.

Закрытый проект с низким КПД

Вызывает беспокойство экологов и информационная закрытость проекта. На официальном сайте компании нет ни проектной документации, ни результатов ее открытого общественного обсуждения.

«Сегодня нефтегазовые проекты на арк­тическом шельфе имеют две основные проблемы – это недооценка рисков и завышенная оценка способности справиться с этими рисками. В таких условиях нефтедобыча на арктическом шельфе просто недопустима», – считают экологи.

Общественные организации напоминают, что Россия имеет колоссальный потенциал получения и экономии нефти и газа на уже освоенных территориях. Так, неэффективное сжигание газа на российских ТЭС ведет к ежегодной потере 40-50 млрд кубометров, в то время как для энергоснабжения Москвы необходимо около 30 млрд кубометров в год.

Крайне низок также коэффициент извлечения нефти (КИН), составляющий 30%. Повышение КИН до 37% позволит обеспечить на действующих месторождениях дополнительно примерно 75 млн тонн нефти. Для сравнения: планируемое бурение на месторождении Приразломное будет обеспечивать 7 млн тонн нефти в год.

Экологи призывают оператора платформы «Приразломная» заморозить ее установку и обнародовать планы ликвидации аварий. Также необходимо провести открытое и всестороннее обсуждение проекта, чтобы выяснить его экономическую целесообразность.

 

Гибрид долгостроя и секонд-хенда

В настоящее время нет успешных примеров ликвидации аварий, связанных с разливом большого объема нефти во льдах. Эксперименты по борьбе с разливами в ледовых условиях, проведенные в США, были признаны провальными.

Вдобавок вызывает вопросы готовность платформы. По данным источника информационного агентства Nord News, платформа готова лишь на 50%. Как выяснили экологи, платформа представляет собой гибрид образцового российского долгостроя и западного секонд-хенда. Платформа строилась 15 лет и могла просто морально устареть. «Севмашу» было необходимо ввести «Приразломную» в работу до конца этого года, вне зависимости от степени ее готовности. В итоге недоделанную платформу транспортировали на месторождение Приразломное, где будут «доводить до ума», несмотря на то, что это будет в разы дороже, чем если бы строительство продолжалось возле берега. Другие источники ИА Nord-News высказываются резче: платформа по возрасту своих конструкций уже перешагнула отведенный ей срок эксплуатации.

 

Негативный сценарий проигнорирован

После катастрофического разлива нефти летом 2010 года в Мексиканском заливе во всем мире началась переоценка системы безопасности работ по добыче нефти и газа на море. В ряде случаев были приняты решения об их временной приостановке. Необходимость повышенных мер предосторожности особенно очевидна в Арктике с ее богатой, но крайне ранимой природой.

В России важность таких мер в очередной раз была подтверждена в поручениях, подписанных президентом Медведевым по итогам заседания Госсовета, состоявшегося 9 июня 2011 года в Дзержинске. В них говорится о необходимости гарантировать экологическую безопасность при добыче и транспортировке углеводородов на континентальном шельфе Российской Федерации. В том числе и «путем установления особых режимов природопользования в арктической зоне, допускающих добычу нефти в ледовых условиях только при наличии проверенных методов ликвидации разливов нефти подо льдом».

Поручение президента – это органичное продолжение международных и национальных требований, зафиксированных в том числе в «Руководящих принципах неф­те- и газодобычи в Арктических морях» (приняты в рамках Арктического совета) и Правилах организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации (утверждено Постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2002 г. № 240).

Согласно этим документам моделирование аварийной ситуации должно осуществляться на основе негативных сценариев, с учетом неблагоприятных гидрометеорологических условий, времени года, суток, рельефа местности, экологических особенностей. Однако проект «Морская ледостойкая стационарная платформа» на нефтяном месторождении Приразломное пока является ярчайшей иллюстрацией игнорирования этих требований…

Алексей Смирнов