News

Челябинск: бромовое бедствие

Красно-бурая жидкость с сильным неприятным запахом
Фото: Alchemist-hp

Опубликовано: 05/09/2011

Автор: Алексей Смирнов

На железнодорожной станции в Челябинске в товарном вагоне разгерметизировались емкости с жидким бромом. Город накрыло огромное ядовитое облако. Около полусотни жителей попали в больницы. Экологи говорят об отсутствии контроля над транспортировкой опасных веществ. Власти требуют «не преувеличивать масштабы инцидента»

Выброс паров брома произошел 1 сентября на станции Челябинск-Главный. В вагоне находилось 2 тысячи 63 стеклянных емкости с жидким бромом. Разбилось, предположительно, десять пятилитровых банок. Около 50 литров вылилось наружу. Ядовитое вещество испарилось, образовав большое желто-бурое облако, которое двинулось на Челябинск и близлежащий город Копейск. В городах началась паника. Жители скупили весь запас марлевых повязок в аптеках, молочные продукты и минеральную воду в магазинах; прекратили работу многие учреждения; жителям рекомендовали не выходить на улицу. Особенно пострадали Ленинский район Челябинска и Копейск. Запах брома там чувствуется до сих пор.

По данным агентства «Урал-пресс-информ», на утро 2 сентября в больницы Челябинска поступило 55 человек с признаками легкого отравления ядовитым химическим веществом – солями брома. Один пациент в состоянии средней тяжести, остальные – в удовлетворительном. Всего в медучреждения обратились свыше 200 пострадавших. Это официальные цифры. Экологи считают, что пострадавших может быть намного больше. В частности, об этом заявил сопредседатель группы Экозащита Владимир Сливяк.

Во время аварии чиновники предлагали журналистам и экологам «не сеять панику и не преувеличивать масштабы инцидента» Сейчас власти Челябинска утверждают, что ЧП ликвидировано, а ситуация находится под полным контролем. Однако многие горожане придерживаются иного мнения. На форумах челябинских СМИ можно найти комментарии, говорящие о том, что местные власти растерялись и не знали, как реагировать на ЧП:

«После утечки брома на железнодорожном вокзале в Челябинске власти отрапортовали, что у них все под контролем, и горожанам ничего не угрожает. При этом даже не отменяли праздники в школах. А тем временем в Ленинском районе детей прямо с линеек увозили на машинах скорой помощи с ожогами глаз и обмороками. Также, на вокзале Копейска тоже взорвали вагон с бромом, но никто об этом не сообщает. И по телевидению тоже ничего не сказали, решив, что это не страшно, а из-за этого пострадали дети. Но если жителям ничего не угрожает, то почему же необходимо носить защитные маски, а лучше сидеть дома? Поначалу жителей Ленинского района вообще хотели эвакуировать. Где же логика?»

Отметим, что эксперты «Беллоны» не раз выказывали озабоченность по поводу безопасности перевозок ядовитых и радиоактивных веществ на железнодорожном транспорте.

Основные опасения экологов были связаны с отсутствием четких норм и правил безопасности перевозок, недостаточным контролем над их соблюдением, а также режимом секретности, не позволяющим информировать жителей регионов о прохождении опасных грузов.

«Мы хотели бы быть уверенными в том, что у нас достаточная нормативная база, которая обеспечивает безопасность этой транспортировки, во-вторых – в том, что эти нормы соблюдаются очень жестко, в-третьих – что контролирующие органы также гарантируют соблюдение этих норм. В общественных организациях сейчас нет такой уверенности», – еще в 2006 году заявлял Александр Никитин, председатель экологического правозащитного центра «Беллона».

Как видим, спустя пять лет власти и РЖД так и не вняли предупреждениям экологов, а значит ЧП подобное челябинскому, может повториться вблизи любого крупного города России. Согласно правилам перевозки опасных грузов РЖД, при транспортировке опасных грузов в стеклянной таре, они должны быть помещены в прочные ящики с заполненным свободным пространством негорючими материалами. Однако в данном случае, бром, скорее всего, перевозился просто в стеклянной таре, которая разбилась при сцепке вагонов.

По факту разлива брома Уральское следственное управление на транспорте возбудило уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного частью первой статьи 247 УК РФ «Транспортировка, хранение или иное обращение химического вещества с нарушением установленных правил, если эти деяния создали угрозу причинения существенного вреда здоровью человека или окружающей среде».

Следователи установили, что разлив химического вещества – брома с последующим испарением в окружающую среду произошел 1 сентября, около 5 утра, при спуске вагона с горки на 34-й путь парка «Д» станции Челябинск-Главный. В грузовом вагоне, следовавшем со станции Красноперекопск Приднестровской железной дороги до станции Славгород-Яровое на Алтае, разбились несколько емкостей с бромом. Спасателям пришлось ликвидировать аварию в течение шести часов. Сейчас место ЧП засыпано песком, вагон отвели на запасные пути в 20 км от Челябинска.

Наша справка:

Со времен первой мировой бром используют для производства боевых газов. При содержании брома в воздухе в концентрации около 0,001 % наблюдается раздражение слизистых оболочек, головокружение, а при более высоких концентрациях – ожоги слизистой и кожи, спазмы дыхательных путей, удушье.

Предельно допустимая концентрация(ПДК) паров брома составляет 0,5 мг/м³. Токсической дозой при попадании в организм считается доза в 3 г, летальной – от 35 г. Из-за высокой химической активности и токсичности жидкого брома его хранят в толстостенных стеклянных банках, которые должны находиться в специальных емкостях с песком.