News

Решение европейского суда по правам человека: без решения транспортных проблем мегаполисов улучшение экологической ситуации невозможно

автор – Николай Рыбаков

Опубликовано: 30/08/2011

Автор: Нина Поправко

21 июля 2011 года Европейский суд по правам человека в Страсбурге вынес решение по вопросу нарушения статьи 8 Европейской конвенции по жалобе Гримковской против Украины. Европейский суд признал, что загрязнение атмосферного воздуха, шум и вибрация от транспортного потока, проходящего по автомобильной трассе вдоль дома заявительницы, привели к ухудшению состояния ее здоровья и членов ее семьи, а также привели к повреждению дома.

Подобное решение Европейского суда станет важным прецедентом в судебных инстанциях при разрешении экологических проблем крупных городов, ведь именно в крупных мегаполисах горожане страдают от избытка шума, вибрации и загрязнения атмосферного воздуха. Не являются исключением и такие города, как Москва и Санкт-Петербург. По официальным Докладам профильных городских комитетов сто процентов населения двух столиц Российской Федерации живут в условиях «высокого» и «очень высокого» загрязнения атмосферного воздуха. Москва является самым шумным городом мира, Санкт-Петербург по этому показателю стоит на пятом месте.

 

Как должно быть по закону?

Основные проблемы возникают при проектировании новых автомобильных дорог. По действующим нормативно-правовым актам российского законодательства и соответствующих документов международного уровня необходимо проведение комплексного обследования территорий, по которым планируется вестись автомобильное строительство. Т.е. необходимо изначальное проведение соответствующих замеров по шуму, вибрации и загрязнению атмосферного воздуха и, если показатели в норме, то возможно принимать решение о строительстве дополнительных магистралей.

Более того, решения должны принимается с учетом общественного мнения населения, чьи права и интересы затрагиваются в случае реализации проекта. На это нас ориентирует и Орхусская конвенция «О доступе к информации, участию общественности в принятии решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды», к которой Россия до сих пор не присоединилась и не предпринимает никаких шагов для решения вопроса ее ратификации.

 

А что на практике?

Однако на практике, как правило, в России и на Украине дело обстоит иначе, что и послужило поводом для обращения в Европейский суд гражданки Украины.

В своем решении ЕСПЧ отмечает, что «местные власти не выполнили необходимого экологического расследования, перед тем как приняли решение проводить шоссе по улице и не приняли нужных мер для снижения вредных эффектов от автомобильной трассы».

Судебные органы Украины, выразив удивительную солидарность с местными органами власти, вообще отказались рассматривать иск заявительница о переселении и выплате соответствующей компенсации в судебном порядке, без какой-либо мотивации.

В решении Европейского суда говорится о нарушении властями Украины требований статьи 8 соответствующей Конвенции и отмечается о «важности общественного участия в принятии решений в области экологии как процессуальной гарантии для эффективного применения прав гарантированных 8 статьей Конвенции».

 

Европейская практика принятия решений

Рассмотрим, как принимаются решения в области дорожного строительства на примере Франции. С 2009 года министерство транспорта Франции является частью министерства экологии и устойчивого развития. В 2007 году Президентом Франции Николя Саркози было принято решение об объединении двух министерств и логика такого объединения ясна: несмотря на то, что ведомства решают разные проблемы – они дополняют друг друга, что позволяет им более эффективно взаимодействовать друг с другом.

Дорожное строительство реализуется в рамках определённой процедуры, которая состоит из семи этапов, одним из которых являются публичные дебаты. Если проект малозначителен, то публичные дебаты могут и не проводиться, но в любом случае горожане имеют право на обжалование подобного решения в судебном порядке. Все решения о проектировании предполагаемых трасс публикуются в местных средствах массовой информации, так что процедура носит публичный характер.

Также в соответствии с законодательством Франции после трех и пяти лет эксплуатации объекта необходимо представление социально-экономических и экологических отчетов, чтобы общественность могла проверить совпадают ли вопросы проектирования с реальностью, а также подобное требование связано с необходимостью контроля и проверки общественностью выполнения государством своих обязательств.

 

Решение экологических проблем

Решение экологических проблем мегаполисов, связанных с загрязнением атмосферного воздуха невозможно без решения транспортных городских проблем. Для нормализации городской экологии необходимо улучшение организации дорожного движения, увеличение числа транспортных развязок, использование топлива с улучшенными экологическими характеристиками, развитие общественного транспорта, в том числе метрополитена, троллейбусной сети, скоростных трамвайных линий и развитие велосипедного движения. Это лишь, небольшая часть того, что необходимо сделать городским властям в приоритетном порядке.

Несмотря на то, что в России принят федеральный закон от 4 мая 1999 г. № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», далеко не все необходимые нормативно-правовые акты приняты в его исполнение.

Экологический правозащитный центр «Беллона» полагает, что в Санкт-Петербурге сложилась катастрофическая ситуация в области экологии, связанная в том числе с загрязнение атмосферного воздуха и повышенным шумовым воздействием на горожан. Для ее разрешения необходимо скорейшее принятие целого пакета нормативно-правовых актов, одним их которых может стать постановление правительства города о запрете во въезде в центральную часть города автомобильного транспорта, по экологическим требованиям ниже экологического класса 3. Соответствующее обращение от «Беллоны» в ближайшее время будет направлено в Комитет по транспорту Санкт-Петербурга.