News

Белорусско-литовский ядерный спор вышел на международную арену

Опубликовано: 17/08/2011

Автор: Татьяна Новикова

Этим летом Литва после двухгодичного периода переговоров с Беларусью по поводу ее АЭС подала на нее жалобу в Комитет по осуществлению конвенции Эспоо ЕЭК ООН об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте. Беларусь не признается в нарушении Конвенции и грозит Литве ответным ходом по ее Висагиновской атомной электростанции. Аргументы сторон в литовско-белорусском ядерном споре в очередной раз подтверждают высокую опасность атомных энергетических технологий.

Литва просит Беларусь отодвинуть АЭС от своей столицы и выполнять конвенцию Эспоо

Литва, используя процедуры конвенции Эспоо, не смогла договориться с Беларусью о переносе ее атомной электростанции подальше от своей столицы, как и не смогла добиться от нее правдивой и полной информации о воздействии этого ядерного проекта на свою природу и жителей. Результатом длительного, почти двухгодичного процесса литовско-белорусских переговоров по белорусской АЭС, стала жалоба Литвы в комитет по осуществлению конвенции Эспоо, которую Литва направила 7 июня этого года.

В семистраничном обращении Литва просит комитет по осуществлению и секретариат конвенции Эспоо убедить Беларусь сделать две принципиально значимые вещи: начать заново процедуру оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС) белорусской АЭС и выбрать для ее размещения другое место.

В своей жалобе Литва возражает против размещения белорусской АЭС на Островецкой площадке, приводя довольно весомые аргументы. Так, Островецкая площадка находится всего в 50 километрах от центра литовской столицы Вильнюса. В тексте официального обращения к Беларуси, направленного по дипломатическим каналам еще осенью прошлого года, Литва сообщала Беларуси о том, что размещение АЭС на Островецкой площадке подрывает основы ее национальной безопасности, так как в случае тяжелой аварии на белорусской АЭС с выбросом радиации на ее территорию, Литва будет вынуждена эвакуировать все свои государственные институты и учреждения.

Литовская сторона цитирует в тексте жалобы четвертый принцип безопасности МАГАТЭ (Фундаментальные принципы безопасности, SF-1, МАГАТЭ, 2006), который гласит, что радиационный риск, связанный с функционированием ядерной установки, не должен превышать выгоды от ее использования. Литва указывает на то, что расчеты, выполненные учеными ее Института Физики (Экспертная оценка белорусской АЭС, 2010, приложение 5) показывают, что при событии, вызванном различными происшествиями на АЭС и при неблагоприятных условиях, здоровье жителей Вильнюса и окрестных территорий будет подвергнуто реальной и неприемлемой угрозе. «Строительство АЭС на таком близком расстоянии от Вильнюса, крупнейшего города Литвы и ее столицы, будет подвергать Литву неоправданно высокому риску», — говорится в обращении в Комитет.

Литва также упоминает, что в цикле охлаждения реакторов белорусской АЭС планируется использование воды реки Нерис (в Беларуси — Вилия), которая является второй по величине рекой Литвы и протекает через Вильнюс. Это вызывает у литовской стороны вполне обоснованные возражения, поскольку помимо теплового река может подвергаться радионуклидному и химическому загрязнению в так называемых «допустимых пределах», что отмечается в материалах ОВОС белорусской АЭС.

Основным содержанием литовской жалобы являются нарушения Беларусью конвенции Эспоо при реализации проекта белорусской АЭС. Официальная Литва утверждает, что Беларусь некорректно провела процедуру ОВОС своей АЭС и не предоставила Литве ключевой информации о своем ядерном проекте.

А именно, литовская сторона не получила материалов ОВОС в полной версии белорусской АЭС. Такие материалы объемом около трех с половиной тысяч страниц были предоставлены на государственную экологическую экспертизу белорусской АЭС, и к ним с большими ограничениями получила доступ Общественная экологическая экспертная комиссия в феврале прошлого года. Однако литовской стороне эта документация ОВОС не была предоставлена, несмотря на ее просьбу. В жалобе отмечается, что этот факт нарушает конвенцию Эспоо, обязывающую страну происхождения проекта с трансграничным воздействием обеспечить затрагиваемой стороне такие же возможности в информировании и обсуждении ОВОС, как и у себя дома.

[picture1] Помимо этого, Литва не смогла получить от Беларуси информации по наиболее чувствительному для нее вопросу – выбору площадки. В своей жалобе она пишет, что обе версии отчета об ОВОС, предоставленные Беларусью Литве, не содержат оценок альтернатив размещения белорусской АЭС. «Они фокусируются исключительно на Островецкой площадке, несмотря на то, что две другие альтернативные – Кукшиновская и Краснополянская – упоминаются в отчете об ОВОС», — говорится в тексте обращения. Это также нарушает конвенцию Эспоо, предписывающую давать затрагиваемой стороне оценку альтернатив размещения и описание критериев ее выбора. Литва выразила в своей жалобе озабоченность неясностью этих критериев и сомневается в том, что исследования подходящих мест для строительства белорусской АЭС были выполнены «в соответствии с требованиями безопасности МАГАТЭ «Оценка места размещения ядерных установок», NS-R-3 и другими международными рекомендациями».

Литва жалуется и на то, что Беларусь не дала ясного ответа на вопрос, какое решение, связанное со строительством белорусской АЭС, является окончательным, что «порождает непонимание и неверные интерпретации». Действительно, вопрос о том, какое решение о строительстве белорусской АЭС является окончательным служит предметом манипуляций для белорусских официальных лиц. Беллона.ру уже писала о том, что для внутреннего и внешнего рынка белорусские чиновники используют две противоречащие версии. Так, в сентябре прошлого года представители Минприроды и Минэнерго Беларуси объясняли комитету по соблюдению Орхусской конвенции, что решение о строительстве АЭС еще не принято. Однако в 2008 году президент Лукашенко подписал «окончательное политическое решение о строительстве белорусской АЭС», и к августу 2010 года проект белорусской АЭС прошел государственную экологическую экспертизу.

[picture2] В соответствии с международной практикой окончательным решением считается такое, которое разрешает деятельность, связанную с реализацией проекта. «Окончательное политическое решение» уже явилось таковым, ведь с момента его приятия было начато выделение бюджетных средств и велись работы по созданию инфраструктуры для белорусской АЭС. Этот факт также отмечается Литвой как нарушение Конвенции, ведь она предписывает сначала закончить процедуру ОВОС и консультации с затрагиваемыми странами, и только затем вести работы по реализации проекта.

Список нарушений Беларусью конвенции Эспоо Литва пополняет процедурными несоответствиями, которые проявились наиболее ярко на скандальных общественных слушаниях в Вильнюсе и выразились в многократных подменах документации ОВОС белорусской АЭС. Стоит отметить, что наиболее остро литовская общественность, пришедшая на слушания, восприняла отказ белорусской стороны предоставить адекватный перевод на литовский язык, а также отсутствие ответов на свои вопросы, связанные с безопасностью белорусской АЭС и описанием ее воздействия на жителей и окружающую среду Литвы.

Белорусские официальные лица распространяют несоответствующую действительности информацию о том, что окончательный отчет об ОВОС принят всеми затрагиваемым сторонами – сообщает Литва секретариату конвенции Эспоо в своей жалобе. Информация о том, что затрагиваемые страны якобы единодушно одобрили проект белорусской АЭС передается белорусскими официальными лицами в национальные СМИ на протяжении года, о чем уже писала Беллона.ру. По этому поводу Литва высказывала свои возражения непосредственно в официальном обращении к Беларуси. Однако в июле этого года представители белорусского Минприроды снова попытались продвинуть на внутренний информационный рынок  легенду об одобрении затрагиваемыми странами ОВОС белорусской АЭС.

Беларусь не признает своих нарушений

Долгое время Беларусь пыталась представить проект своей АЭС как удовлетворяющий требованиям всех международных конвенций. Однако благодаря белорусской общественности и Белорусской антиядерной кампании были преданы широкой огласке многочисленные факты нарушений экологических прав граждан при реализации проекта атомной электростанции в Беларуси. И, после того как комитет по соблюдению Орхусской конвенции признал, что Беларусь нарушила экологические права граждан при реализации проекта белорусской АЭС, создавать благопристойный имидж белорусской атомной стройке на международной арене стало гораздо сложнее. Поэтому с недавних пор Беларусь рекламируют «плюсы» проекта своей АЭС своему внутреннему пользователю — в Беларуси и России.

Однако белорусские чиновники не только скрывают от своей общественности правду о проекте белорусской АЭС, но и распространяют не соответствующую действительности информацию. Недавний такой вброс был организован Минприроды Беларуси в сотрудничестве с Национальным пресс-центром на специальной пресс-конференции, посвященной исполнению Беларусью своих обязательств по международным конвенциям при реализации проекта белорусской АЭС, и прошедшей в Минске 19 июля. Там представители Минприроды Беларуси официально заявили журналистам, что у органов Орхусской конвенции нет претензий к проекту белорусской АЭС.

Замминистра природных ресурсов и окружающей среды Беларуси Виталий Кулик, отвечая на вопрос журналиста радио «Рацыя» о принятом в Кишиневе в конце июня  решении Комитета по соблюдению Орхусской конвенции о нарушениях, связанных с белорусской АЭС, сказал: «Такого решения там не было по белорусской атомной станции». Подобная же оценка прозвучала и в отношении конвенции Эспоо. «Мы все делаем в соответствии с конвенцией Эспоо. И мы выполняем все процедуры — уведомление, слушания, консультации, все в точности, и то, что там вопросы какие-то возникают дополнительно, мы будем на них давать ответы», — сообщил он.

Однако комитет по исполнению Конвенции Эспоо уже второй год ведет дело о нарушениях, связанных с реализацией проекта белорусской АЭС, открытом по жалобе ровенской общественной организации «Экоклуб», и в начале этого года уже направил Беларуси рекомендации. При этом Комитет нашел несоответствия положениям Конвенции, допущенные во время консультаций с другими странами по Оценке воздействия на окружающую среду (ОВОС) белорусской АЭС, о чем уведомил Беларусь в начале этого года.

Отвечая на вопрос корреспондента радио «Рацыя» о том, как соседние страны относятся к белорусской АЭС, замминистра Виталий Кулик сообщил, что Латвия, Польша и Австрия не имеют вопросов к проекту белорусской АЭС, и только Украина и Литва выразили свои претензии. И то, по словам, Кулика, претензии выразил не официальный Киев, а украинская общественная организация «Экодом». Но при этом Виталий Васильевич не только дал не соответствующую действительности оценку, но и «прописал» белорусское общественное объединение «Экодом» в Украине.

В действительности, об этом уже писала Беллона.ру, на слушаниях в Австрии по Оценке воздействия на окружающую среду белорусской АЭС, прошедших в мае прошлого года в Вене, данному документу была дана негативная оценка. Белорусской стороне было передано Заключение о недостатках документации ОВОС белорусской АЭС, выполненное австрийскими специалистами по заказу Министерства окружающей среды Австрии.

Беларусь грозит Литве встречной жалобой на Висагиновскую АЭС

Несмотря на то, что процедура ОВОС в отношении новой литовской АЭС была завершена несколько лет тому назад, у Беларуси сохраняются небезосновательные претензии к этому проекту. Однако официальная Беларусь хранила молчание по поводу своего недовольства процессом ОВОС новой литовской АЭС довольно долгое время, а именно, до момента подачи Литвой жалобы. И только на пресс-конференции 19 июля начальник отдела государственной экологической экспертизы Минприроды Беларуси Александр Андреев пообещал направить в Секретариат конвенции Эспоо встречную жалобу на Висагиновскую АЭС.

Беллона.ру уже писала о претензиях Беларуси к планируемой Висагиновской АЭС. В частности, они касаются нарушения гидрологического режима и загрязнения трансграничного озера Дрисвяты, воду которого планируется использовать в цикле охлаждения новой литовской АЭС. И, как сообщил Беллоне.ру Александр Андреев, Литва не реагирует на неоднократные требования Беларуси произвести оценку теплового воздействия на это озеро, взяв за фоновые показатели те данные, которые были до начала эксплуатации ИАЭС.

Также, по мнению представителя Минприроды Беларуси, Литва до настоящего времени не представила информации о суммарном воздействии на территорию Беларуси и на Национальный парк «Браславские озера» всех объектов на площадке ИАЭС, касающихся как старой, так и новой атомных электростанций. А это, по словам Андреева, — комплексы по обработке и хранению жидких и твердых долго- и короткоживущих радиоактивных отходов, промежуточные хранилища отработанного ядерного топлива (ХОЯТ), могильник для радиоактивных отходов очень малой активности, приповерхностный могильник для мало и среднеактивных отходов, хранилище битумированных радиоактивных отходов (РАО), которое планируется превратить в могильник, установка по превращению жидких РАО в твердые, сухое ХОЯТ ИАЭС на открытом воздухе. К этому, по мнению Андреева, стоит прибавить такой опасный процесс, как снятие с эксплуатации и демонтаж двух блоков ИАЭС, а также строительство новой Висагиновской АЭС.

Белорусскую сторону не устраивает и тот факт, что санитарно-защитная зона Висагиновской АЭС в 3 км покрывает территорию Беларуси.

Как утверждает Александр Андреев, ОВОС новой литовской АЭС также не содержит ключевой информации, которая необходима для оценки ее воздействия на территорию Беларуси. «В ОВОС Висагиновской АЭС, представленной Литвой Беларуси, рассматривается ряд реакторов: американо-японский AP100, французский EPR-1660, канадский ACR-1000, а также российского производства АЭС-91/99 и другие, но нет окончательного выбора. Как можно оценить воздействие, если не выбран реактор?», — комментирует он для Беллоны.ру.

Кроме того, как отмечает Андреев, рассмотренные в ОВОС новой литовской АЭС американо-японский и французский реакторы нигде не были построены. Сведения о референтности проекта новой литовской АЭС в ОВОС отсутствуют.

Минприроды Беларуси выражает мнение, что Литва не должна принимать решения, не урегулировав вышеназванные вопросы с белорусской стороной. Для урегулирования Литве следует разработать мероприятия по уменьшению воздействия Висагиновской АЭС на территорию Беларуси или перенести ее на другую площадку, считает Александр Андреев.

Из двух зол невозможно выбрать наименьшее, если это АЭС.

Как показывает многолетний спор Литвы и Беларуси, ядерные энергетические технологии сегодняшнего дня представляют собой не меньшую опасность, чем так называемые старые АЭС. И об этом и Беларусь, и Литва хорошо осведомлены, как показывает их аргументация, выдвигаемая против соседского ядерного объекта. «Золотой принцип» размещения АЭС, о котором говорили еще в институтах белорусской Академии наук советского времени — подальше от себя и поближе к соседу — перестает хорошо работать, если отношения между странами регулируются международными обязательствами и контролируются третьими сторонами.

Выход из этой ситуации уже предлагался общественными экологическими организациями Беларуси, Литвы и России – разработать и принять стратегию безъядерного развития региона. И это предложение, выдвинутое 26 апреля прошлого года, сегодня, после фукусимской катастрофы, приобрело особую актуальность.