News

Беларусь строит свою АЭС с нарушением экологических прав человека. Россию просят не участвовать.

Конвенция ЕЭК ООН «О доступе к информации, участии общественности в процессе принятия решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды
ЕЭК ООН

Опубликовано: 19/07/2011

Автор: Беллона

Беларусь нарушила экологические права человека при реализации проекта своей АЭС – это было признано во время встречи сторон Орхусской конвенции «О доступе к информации, участии общественности в процессе принятия решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды» в Кишиневе в июне этого года. Экологические организации шести стран проинформировали об этом Путина и попросили его не финансировать строительство белорусской АЭС.

Экологи: финансируя проект белорусской АЭС, Россия соучаствует в нарушении экологических прав человека

Представители пятнадцати общественных экологических организаций России, Украины, Грузии, Азербайджана, Молдовы и Беларуси, в частности, Белорусское общественное объединение «Экодом», Белорусская партия «Зеленые», оргкомитет Движения «За безъядерную Беларусь», МСоЭС и другие, обратилась к российскому премьер-министру Владимиру Путину накануне встречи глав правительств Беларуси, России и Казахстана с просьбой отказаться от участия в строительстве белорусской АЭС. Обращение было направлено через официальный сайт премьера и опубликовано в СМИ.

Планировалось, что на встрече 12 июля в Москве премьер-министры трех стран обсудят, наряду с другими вопросами, участие России в реализации проекта белорусской АЭС. Именно такая информация появилась в белорусских официальных СМИ. Это побудило экологические организации шести стран обратиться к Путину и проинформировать его о нарушениях международных экологических конвенций, которые Беларусь допустила в процессе реализации проекта своей АЭС.

В частности, Беларусь нарушила ряд базовых положений Орхусской конвенции. Этот факт был признан Комитетом по Соблюдению этой Конвенции 28 июня во время 4-го Совещания сторон в Кишиневе.

Представители экологических НГО напомнили российскому премьеру также о том, что в  июне этого года Комитет по исполнению конвенции Эспоо «Об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте» открыл дело о нарушении Конвенции при строительстве белорусской АЭС по жалобе Литовской Республики.

В своем обращении экологи отметили, что финансируя строительство белорусской АЭС, Россия становится причастной к нарушению положений Орхусской и Эспоо конвенций. По мнению подписантов обращения, это не совместимо с недавним распоряжением президента Российской Федерации Дмитрия Медведева решить вопрос о присоединении России к указанным международным конвенциям. «Мы считаем, что Россия должна отказаться от поддержки проекта белорусской АЭС, нарушающего положения этих международных конвенций», — говорится в тексте обращения.

Любопытно, что тема белорусской АЭС не поднималась на встрече премьеров трех стран. В релизах по итогам встречи на официальном сайте Путина и в комментариях Мясниковича нет упоминания о разговоре на тему белорусской АЭС. Возможно, глава белорусского правительства, говоря о том, что Россия вот-вот даст денег, а вопрос будет обсужден с Путиным в Москве, поспешно выдавал желаемое за действительное. Но возможно и другое — глава правительства России все же услышал серьезные доводы экологов.

Комитет по соблюдению: Беларусь нарушила ряд базовых положений Орхусской конвенции

На своем 33-м заседании, которое состоялось 28 июня в Кишиневе во время 4-го Совещания сторон, Комитет по соблюдению Орхусской конвенции сделал выводы о нарушениях Беларусью ряда базовых положений этой Конвенции при реализации проекта АЭС. Эти нарушения касаются как законодательства, так и правоприменительной практики.

Комитет сделал заключение о том, что в действующем белорусском законодательстве существует значительная неопределенность процедур участия общественности, применяемых в случае ядерной деятельности, а также отсутствует ясность в отношении того, какое решение является окончательным и дает разрешение на эту деятельность. Кроме того, Комитет отметил, что Конвенции противоречит необходимость предоставлять лицам, ответственным за принятие решений, только резюме замечаний общественности.

Что же касается реализации проекта белорусской АЭС, то Комитет отметил ряд нарушений положений Орхусской конвенции, допущенных заинтересованной стороной. Это неадекватное и несвоевременное информирование, ограничение доступа общественности к полной версии отчета об Оценке воздействия на окружающую среду (ОВОС) белорусской АЭС, возможность предоставления комментариев и участия общественности только на стадии ОВОС, а также исключение общественности из процесса принятия решения о строительстве АЭС и выбора места для ее размещения.

Кроме того, Комитет дал Беларуси ряд рекомендаций по изменению законодательства и по выполнению конкретных действий. В частности, он предлагает Беларуси ясно обозначить, какое решение считается окончательным и разрешает деятельность, а также указывает на то, что это решение должно быть  публичным. Помимо этого, белорусским ответственным органам власти, Комитет предписывает учитывать в принятии решений (в том числе, и в заключениях государственных экспертиз) полное содержание комментариев, представленных общественностью, независимо от того, были они приняты разработчиками или нет. Беларуси рекомендовано также предпринять практические и другие меры для обеспечения участия общественности в подготовке планов и программ, касающихся окружающей среды.

И последний, наиболее любопытный совет Комитета, состоит в организации «тренингов для государственных должностных лиц с целью улучшения их осведомленности о Конвенции» а также в обеспечении адекватного информирования государственных должностных лиц с целью предотвращения  распространения неверной информации.

Ошибки, которые Беларусь не хотела признавать

Беларуси было указано на ее принципиальные ошибки еще до решения Комитета. Однако должностные лица, в частности, представители Минприроды, отрицали наиболее значительные из них, подменяя понятия и извращая общепринятые представления о демократических  процессах.

Комитет по соблюдению Орхусской конвенции официально обращался с вопросами к основному контактному органу Беларуси по Конвенции – Министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды во время расследования дела по белорусской АЭС, которое было открыто в декабре 2009 года по жалобе международной экологической организации «Европейский Экофорум». 22 сентября прошлого года на своем очередном заседании Комитет заслушал белорусскую заинтересованную сторону, об этом уже писала Беллона.ру.

На этом заседании представитель контактного органа, белорусского Минприроды, Александр Андреев в очередной раз заявил, что окончательное решение еще не принято и строительство белорусской АЭС не ведется. В то же время, представитель заинтересованной стороны, сотрудник Минэнерго Беларуси Михаил Пигулевский согласился с тем, что сооружение инфраструктуры для атомной электростанции, в том числе, транспортной и производственной, а также земляные работы на площадке были начаты в 2009 году, еще до начала общественного обсуждения ОВОС. Чиновники пытались убедить экспертов Комитета, в том, что данная практическая деятельность не является нарушением  положений Конвенции и не относится к АЭС. И ссылаясь на тот факт, что Указ белорусского президента о размещении АЭС еще не подписан, должностные лица отрицали принятие решения и само строительство «де юре».

Одним из принципиальных вопросов Комитета к белорусской стороне, был доступ к информации об атомной электростанции. Ограничение доступа общественности к полной версии ОВОС белорусские чиновники оправдывали некой «коммерческой тайной» и делили экологическую информацию на относящуюся к «отчету об ОВОС» и относящуюся к «материалам отчета об ОВОС», якобы необязательным для предоставления общественности. Ответственные должностные лица разводили эту софистику с завидным упорством, наивно полагая, что Комитет примет решение в их пользу.

bodytextimage_andrusevich.JPG Photo: Татьяна Новикова

Но в любом случае, как отметил эксперт Комитета Ежи Ендрошка, куратор дела по белорусской АЭС, органы Орхусской конвенции не могут отменить или приостановить уже принятые решения в отношении проекта белорусской АЭС, заставить Беларусь провести те или иные процедуры повторно. «Мы констатируем, что Беларусь нарушила Орхусскую конвенцию и это факт, который нельзя ни пересмотреть, ни исправить», — говорит он. Миссия Комитета, по мнению Ендрошки, заключается именно в том, чтобы влиять на последующие решения.

Однако для как для Беларуси, так и для проекта белорусской АЭС, решение Комитета по соблюдению Орхусской конвенции может оказаться весьма чувствительным, поскольку оно создает соответствующую репутацию на международной арене.

«Для международного имиджа проекта Орхусская конвенция очень важна.

bodytextimage_endroshka.JPG Photo: Татьяна Новикова

И если даже дальнейшие решения по проекту белорусской АЭС будут согласовываться с общественностью, и если даже когда-нибудь, что очень сомнительно, проект белорусской АЭС будет реализован – на нем всегда останется черная метка: «выполнялся с нарушением экологических прав человека», — считает Андрей Андрусевич, юрист Европейского Экофорума.