News

Мурманск: и пахнет, и пылит

Bellona

Опубликовано: 12/07/2011

Автор: Алексей Павлов

Выявлен источник едких запахов в поселке Росляково, и эта проблема начинает решаться. А вот жители Мурманска продолжают страдать от подобных зловоний.

Напомним, в прошлом году жители поселка Росляково стали активно жаловаться на мерзкий запах нефтепродуктов, периодически окутывающий поселок. Такое письмо получила и «Беллона – Мурманск». Организация взяла вопрос на контроль, отправила собственные запросы в контролирующие органы,  подробно освятив ситуацию на сайте.

Но так оказалось, чтобы выявить источник зловония, нужно много времени. Хотя под подозрением были только два объекта – береговая нефтебаза «Мохнаткина Пахта» и танкер-накопитель «Белокаменка». В итоге именно он признан виновником проблемы.

— Все инспектирующие органы  склоняются к тому, что источником запаха является «Белокаменка», – сообщил в интервью местным СМИ заместитель руководителя областного комитета промышленного развития, экологии и природопользования Мурманской области Алексей Смирнов. – Всё дело в устаревшей технологии — при перегрузке топлива происходит выброс газа, который заполняет танки (судовые цистерны), чтобы предотвратить образование взрывоопасной воздушно-топливной смесь. Танки заполняются инертными газами, которые при перегрузке выбрасываются в атмосферу. На сегодняшний день жалобы прекратились, но я не думаю, что источник устранен.

По словам чиновника, руководство «Белокаменки» обещало договориться с компанией «Роснефть» о решении этой проблемы: то есть, сделать процесс перегрузки полностью изолированным, чтобы газ не выбрасывался в атмосферу, а проходил по замкнутому циклу.

А во же время в Мурманске

Из-за устаревшей технологии страдают и жители Мурманска. Только травят их не «Роснефть», а производители тепла и горячей воды – мурманский филиал ОАО «ТГК – 1» и «ТЭКОС». Они используют в качестве топлива в котельных мазут, что приводит к образованию едкого запаха, время от времени окутывающим город. Запах этот возникает в процессе пропаривания железнодорожных цистерн.

Сами энергетики долго разводили руками – мол, ничего поделать не можем. Но этой зимой, под давлением горожан и властей, руководители мурманского филиала ТГК — 1 всё же пообещали изменить технологию. Для этого  они собирались провести эксперимент на небольшой котельной и потом принять решение. Хотя в нашей области уже проводились такие эксперименты.

— Например, сейчас в Ковдоре дорабатывается система разогрева мазута не паром, а тем же мазутом или маслом. То есть, создают изолированный замкнутый цикл. В любом случае это потребует дополнительных расходов, потому что нельзя этот процесс изменить, ничего не вложив в него, — продолжает Алексей Смирнов. — Но пока не понятно, что будет делаться – либо строительство крытых комплексов с полной очисткой исходящих газов, либо будут применяться другие реагенты. Но менять надо что-то, потому что вряд ли мы в ближайшие годы переведем эти котельные на другой вид топлива.

Неспешность энергетиков можно объяснить тем, что в России до сих пор нет нормативного документа, который бы регламентировал запахи. А это значит, что чиновники не имеют оснований наказывать виновников появления зловоний.

Мурманский областной комитет экологии только в прошлом году подготовил такой проект и направил на утверждение в федеральный «Роспортебнадзор». Ответа пока нет.

Угольная пыль или сажа?

Однако недавно выяснилось, что мазутные котельные виновны ещё в одной напасти – выбросах сажи. В прошлом году природоохранная прокуратура области была завалена жалобами на мурманский морской торговый порт. Дескать, исходящая из него угольная пыль чёрным налетом оседает на окнах и подоконниках, проникает в квартиры и не дает житья. Причем жалобы строчили даже жители сильно отдаленных от порта улиц и даже поселка Выходной, куда пыль с угольных терминалов не могла попасть, ну, никоим образом.

В ходе неожиданных прокурорских проверок делались замеры содержания угольной пыли в самом порту и на прилегающей к нему территории. Превышения предельно допустимой концентрации выявлено не было. Получается, что Торговый порт не виноват.

— Черный налёт на окнах это сажа мазутных котельных, – уверены в комитете экологии. — Ведь в  двух городах области — Мончегорске и Кировске тоже работают мазутные котельные, но жалоб на зловоние и выбросов сажи от них нет! А всё потому, что там используется качественный мазут. А в Мурманске используется мазут самой низшей категории, самый дешевый, в итоге мы получаем как запахи, так и очень большое количество сажи в процессе сгорания. Сегодня мы работаем над тем, чтобы проанализировать выбросы сажи.

Вопрос об основном источнике черной пыли вызывает сомнение у экологической организации Беллона-Мурманск.

Упоминание о качестве мазута, используемого на мурманский котельных – это запрос к тем хозяйственникам, кто его закупает, и она решается достаточно просто: надо просто предъявить сертификаты на этот вид топлива. И почему это вдруг мурманские энергетики покупают некачественный мазут? А, может быть, это намек на наличие коррупции при закупке топлива в Мурманске?

Неспроста, всего несколько дней назад, 7 июля 2011 года, в газете «Мурманский вестник» появилась публикация на платной основе «Вопрос ребром: кто пылит?». Основной лейтмотив статьи — отсутствия нарушений в деятельности торгового порта и экономическая необходимость для предприятия перевалки угля. Ни много – ни мало, а уголь занимает 80% в грузообороте порта, а это рабочие места, заработная плата и налоги, что нельзя не учитывать.

«Десятки тысяч машин ежедневно выбрасывают в атмосферу гарь и копоть. Да и работающая на мазуте Мурманская ТЭЦ, думается, играет не последнюю роль в загрязнении атмосферы областного центра. Как, впрочем, и другие городские котельные. Но претензии чаще всего почему-то предъявляются Мурманскому морскому порту», — говорится в статье официальной областной газеты.

«Для таких претензий имеются совершенно видимые причины – бесконечная и всепроникающая черная пыль, — рассказали в Беллоне-Мурманск. — Что это — сажа или угольная пыль – в этом вопросе должны разобраться специалисты. А мурманчане, проживающие поблизости от памятника «Алеше», отлично видят угольные причалы и работающие краны.

Кстати, летом в Мурманске котельные заметно прекращают «пылить» до начала нового отопительного сезона. Логичнее всего брать анализы и пробы на определение сажи или угольной пыли было бы летом — в июле или августе.