Как Кириенко врал Путину про 400-тонный самолёт

ingressimage_samolet2.jpg Photo: ОВОС белорусской АЭС

24 июня Председатель Правительства Российской Федерации Владимир Путин встречался с руководителем Государственной корпорации «Росатом» Сергеем Кириенко. Говорилось о многом, но лейтмотив встречи – российские АЭС самые лучшие, самые безопасные и к тому же самые дешёвые. Непредвзятому наблюдателю понятно, что эти утверждения – просто самореклама руководителя атомной промышленности.

Ложь про 400-тонный самолёт пытались скрыть

Одно из утверждений Сергея Кириенко было столь очевидной ложью, что его слова даже убрали из официальной стенограммы встречи. Но ряд СМИ, например НТВ, включило именно этот пассаж в новостные выпуски, так ложь главного атомщика стала известна всем.

Вот эти слова. Сергей Кириенко:

«А у нас может новая станция выдерживать 400-тонный самолет. Это полностью груженый Boeing, причем с заправленными топливными баками».

Дело в том, что ни у нас, ни у кого-либо ещё нет даже проекта АЭС, защитные сооружения реакторных отделений которых могли бы выдержать падение не то что 400-тонного, Боинга, а, хотя бы, 70-тонного аэробуса А-319 или 40-тонного АН-148.

bodytextimage_samolet1.jpg

Падения самолётов не выдержали башни Всемирного торгового центра в Нью-Йорке 11 сентября. Террористы намеревались направить самолёты на американские АЭС, но пока не реализовали своих намерений. Даже если самолёт будет сбит над АЭС, при падении его фрагменты, особенно двигатели, могут стать причиной серьёзных разрушений.

Российские АЭС не выдержат падения даже лёгких самолётов

Беллона.ру неоднократно возвращалась к теме незащищённости АЭC от падения авиалайнера. Часть действующих АЭС России вовсе не имеет защитного колпака, контаймента. Это все АЭС с реакторами РБМК: Ленинградская, Смоленская, Курская, а также Кольская и Билибинская АЭС.

bodytextimage_Samolet33.jpg

Атомщики это признают. Например, на недавних общественных слушаниях на Кольской АЭС на вопрос, выдержит ли станция падение хоть какого-то самолёта, заместитель главного инженера станции Игорь Марак признал, что падение любого самолёта может привести к запроектной аварии. Понятно, что запроектная авария – это Чернобыль, Фукусима…

У относительно новых АЭС – Калининской, Балаковской, Ростовской есть защитная оболочка, но она предназначена скорее для удержания возможных выбросов радионуклидов, и служить защитой от падения современного самолёта не может.

Фюзеляж лайнера, это относительно мягкий объект, но вот двигатели самолёта, летящего на скорости 800-900 км/ч, могут пробить армированный бетонный колпак и нанести страшный ущерб, реактору, трубопроводам, системам безопасности, хранилищу отработавшего ядерного топлива – всему, что находится пол оболочкой.

bodytextimage_September_11.jpg Photo: Wikipedia commons

К примеру, самолёты Боинг-767, Боинг-747, Аэробус А-310 оснащаются двигателями Pratt & Whitney JT9D, маска каждого – около 4 тонн. Попадание четырёх таких «снарядов», висящих под крыльями Боинга-747 защитные колпаки ни одной АЭС не выдержат.

Даже в новых проектах АЭС нет защиты от Боинга

Но может, есть хотя бы проекты «колпаков», которые выдержат падение Боинга-747? Ответ отрицателен. К примеру, новейшая российская разработка, «АЭС-2006» может выдержать нагрузку, вызываемую падением лишь тихоходного «кукурузника» Ан-2.

bodytextimage_JT9D_on_747.JPG Photo: Wikipedia commons

Об этом говорится во многих официальных документах, например в ОВОС Белорусской АЭС (Книга 11, часть 11, лист 37):

«Вопрос 10. Рисунок 6 показывает, что герметичность реактора может выдержать крушение самолета. Но количественные (вес, скорость падения) или качественные (тип самолета) характеристики такого влияния не представлены. Отчет ОВОС должен быть дополнен индикаторными характеристиками.

Ответ: В проекте АЭС-2006 (ОАО «СбП АЭП») указывается: падение самолета весом 5,7 тонны со скоростью 100 м/с».

Есть проект усиление этой оболочки до такого состояния, что по расчетам она могла бы выдержать падение 20-тонного самолёта, но в теории.

bodytextimage_B747-5.jpg Photo: Wikipedia commons

Почему же Кириенко говорит Путину про четырёхсоттонный Боинг, а не про Ан-2?

Лапша на уши премьеру

Особый цинизм привычным сказками про АЭС, выдерживающие падение чего угодно, придаёт публичная форма этого вранья. При просмотре сюжета НТВ, размещённого на сайте телеканала, отчётливо видно, что в момент, когда Кириенко лжёт про 400-тонный Боинг, он передаёт Путину листок с совсем другими данными.

bodytextimage_An-2_Kaunas.jpg Photo: Wikipedia commons

Итак, у Путина в руках бумага (всё же документ), где ясно указано, что защитный колпак выдержит падение только 20-тонного самолёта. Это тоже весьма фантастическое утверждение, но всё же менее наглая ложь. И что же наш всезнающий премьер? Неужели бывший разведчик, привыкший уделять внимание цифрам и фактам, не заметил разницы между 20 и 400 тоннами? Если и заметил, то виду не подал и продолжал кивать, становясь участником этого обмана.

Путин верит лжи Кириенко и про самолёт, и про безопасность АЭС

Похоже, Путин и сам не прочь распространять сказки о сверхпрочных АЭС. Беллона.ру рассказывала, как во время визита в Индию Путин рекламировал атомные станции, утверждая:

«В отличие от всех других реакторов, которые изготавливаются в мире, наши реакторы выдерживают прямое попадание среднемагистрального самолета в несколько тонн».

Вобщем, нам должно быть всё равно, почему именно Путин верит лжи Кириенко – из-за некомпетентности или сознательно участвуя в глобальном обмане.

Эпизод с ложью по 400-тонный самолёт показывает, что Кириенко верить нельзя. Значит, и другие его утверждения на той же встрече с Путиным, что все атомные электростанции полностью соответствуют нормам безопасности, что российские АЭС безопасны, надёжны и рентабельны – тоже ложь.

Но мы это и раньше знали, ведь так?

Андрей Ожаровский

idc.moscow@gmail.com