News

25-я годовщина Чернобыля в Беларуси ознаменовалась задержаниями и запретами

Митинг "Чернобыльского шляха", посвященный 25-летней годовщине Чернобыля. Минск, 26 апреля 2011.
Анастасия Голяк

Опубликовано: 08/05/2011

Автор: Татьяна Новикова

25 лет со дня масштабной радиационной катастрофы в Беларуси ознаменовались запретами акций, посвященных годовщине Чернобыля, а также задержаниями, штрафами и даже депортацией иностранных граждан. К этому прибавились заявления о строительстве белорусской АЭС «чего бы это ни стоило». Похоже, Чернобыль ничему не научил белорусские власти – такого мнения придерживается немецкий антиядерный активист Фальк Бейер.

Власти блокируют другую точку зрения, даже когда ее высказывают ученые.

21 апреля МЧС и служба охраны гостиницы «Орбита» в Минске попытались сорвать круглый стол «Последствия Чернобыля, Фукусимы и проект Островецкой АЭС», приуроченный к 25-й годовщине Чернобыльской аварии.

В конференц-зал гостиницы не пропустили участников, приглашенных оргкомитетом ежегодного траурного шествия «Чернобыльский  шлях», среди которых были ученые Георгий Лепин, Михаил Малько и Клавдия Буланова, российский эксперт Андрей Ожаровский, немецкий исследователь могильников ядерных отходов Фальк Бейер, представитель украинского посольства, а также руководители белорусских общественных организаций, политических партий и пресса.

Организаторы круглого стола заранее заказали помещение, анонсировав тему дискуссии. Накануне сотрудник гостиничного комплекса подтвердила, что оно будет предоставлено. Однако за 20 минут до начала круглого стола вход в конференц-зал был блокирован сотрудниками службы охраны гостиницы на основании того, что там якобы проводятся незапланированные экстренные учения МЧС. Но ни людей в форме, ни техники, свидетельствующей об учениях, в гостинице видно не было. Позднее служба охраны поменяла версию, сообщив корреспонденту Беллона.ру о том, что на верхних этажах гостиницы наблюдается задымление шахты, которая связана с конференц-залом. При этом ни персонал, ни жильцы гостиницы эвакуированы не были.

Служба охраны «Орбиты» не принесла извинений за внезапный отказ и вела себя довольно резко. Прессу она выставила из холла на том основании, что там, якобы, нельзя осуществлять съемки, а затем попыталась согнать со ступенек парадного входа.

Затем две машины МЧС несколько раз обогнули здание гостиницы, на этом «учения», связанные с задымлением шахты, закончились. Организаторам пришлось перенести круглый стол в офисное помещение БНФ, одной из политических партий Беларуси.

«Эта инсценировка показывает, что белорусские власти не заинтересованы в открытой дискуссии по поводу последствий Чернобыля и строительства АЭС в Беларуси. Они не просто не хотят знать непредвзятое мнение ученых и экспертов, но и препятствуют тому, чтобы о нем узнала общественность», — говорит Фальк Бейер.

Шестеро граждан Германии и гражданка Польши депортированы за участие в антиядерном пикете

27 апреля шестеро граждан Германии (Юлиана Гринец, Андреас Шелхос, Янина Ролик, Гвидо Хансен, Ян Хендрик Укроп, Катрин Хайнрих) и гражданка Польши (Дорота Кубашевска) были оштрафованы на 20 базовых величин (700 000 белорусских рублей) каждый и депортированы из Беларуси за участие в несанкционированном пикете против Островецкой АЭС. Шестерым гражданам Германии на два года запрещен въезд в Беларусь, гражданке Польши — на год.

Вечером 25 апреля пикет был прерван представителями силовых структур, как только баннеры были развернуты возле станции метро «Пушкинская» в Минске. Двенадцать его участников, в том числе и иностранцы, были задержаны. 25 апреля, незадолго до задержания, активистам удалось провести такой же несанкционированный пикет недалеко от универсама Рига, при этом никто не был задержан, сообщает Хартии 97 Александр Ярошевич.

26 апреля задержанные были осуждены судом Фрунзенского района Минска по статье 23.34 Кодекса об административных правонарушениях Беларуси (нарушение порядка организации или проведения массового мероприятия или пикетирования) и затем доставлены в Центр изоляции правонарушителей на улице Окрестина.

Фальк Бейер рассказал корреспонденту Беллона.ру, что вместе с молодыми людьми, которые были задержаны в Минске, приехал в Беларусь из Германии для участия в событиях, посвященных 25-летию Чернобыля. Немецкие активисты собирались принять участие в «Чернобыльском шляхе», посетить загрязненные Чернобылем белорусские поселения, а также места, где планируется сооружение Островецкой АЭС. У них была большая программа, которая включала не только чернобыльские мероприятия, но и посещение Хатыни, дискуссии на тему памяти Второй мировой войны, общение с белорусскими общественными организациями. Однако часть своих планов они не смогли осуществить, поскольку были задержаны и депортированы из Беларуси.

По мнению Фалька Байера, белорусские власти сделали все, от них зависящее, для того чтобы большое событие в честь 25-й годовщины Чернобыля не состоялось.

«Для активистов из Германии было необычно наблюдать, как в Беларуси препятствуют свободному выражению мнения людей, не разрешают распространять информационные материалы и листовки, — говорит Бейер, — Я считаю, что недопустимо препятствовать свободному выражению мнения граждан и грубо пресекать мирные собрания».

Немецкий эксперт был возмущен негуманным обращением с задержанными. Он сообщил, что двое белорусских участников были избиты милицией прямо в автозаке. Немецкие граждане при задержании не получили никакой информации о том, что происходит.

«В камерах было холодно и грязно, активистам в первый день не давали еды, вода была очень плохой», — говорит Бейер. По его словам, ситуацию несколько смягчило участие немецкого посольства в Беларуси. Его представитель встретился с заключенными и присутствовал на суде, где настаивал на смягчении обвинения.

Эта история получила освещение в немецких СМИ. «Первый телеканал Германии уже показал сюжет на эту тему, и я думаю, что другие немецкие масс-медиа об этом напишут», — сообщил Бейер.

«Это не приемлемо, когда люди, которые просто выражают свою точку зрения, задерживаются. И очень плохо, что белорусские власти строят новый чернобыль, а к несогласным применяется насилие. Это значит, что Чернобыль ничему не научил белорусские власти», — подводит итог Бейер.

Вместо традиционного траурного шествия – «арест под открытым небом»

В этом году белорусские власти запретили ежегодное траурное шествие «Чернобыльский шлях». Это мероприятие памяти жертв Чернобыля традиционно проводит белорусская оппозиция, но на этот раз в оргкомитет вошла Белорусская антиядерная кампания.

Официальная причина запрета выглядит довольно странно и связана с тем, что точка сбора участников шествия обозначена ближе, чем 200 метров от входа в метро. Власти, однако, разрешили провести траурный митинг в парке Дружбы народов недалеко от площади Бангалор в части Минска, удаленной от центра.

Как пишет «Дойче велле», «Ранее в таких случаях оппозиция организовывала несанкционированные мероприятия, однако в этот раз отношения с властью было решено не обострять». Чтобы не давать властям лишнего повода для применения силы, организаторы «Чернобыльского шляха», по словам одного из организаторов, Виктора Ивашкевича, решили ограничиться предложенным Мингорисполкомом вариантом.

Митинг прошел с 18.00 до 20.00. Площадка была огорожена турникетами и оцеплена сотрудниками ОМОН. Вход туда был возможен только после досмотра, который проводили омоновцы под руководством людей в штатском. Их интересовало практически все – что написано на баннерах, стикерах, даже на английском языке. Активистов Белорусской антиядерной кампании попросили предъявить 10-ти метровый баннер с надписью «Астравецкая АЭС – дзякуй, не трэба!», и только после одобрения содержания лозунга сотрудниками в штатском баннер был пропущен на площадку.

В митинге приняли участие около тысячи человек. Это мероприятие «Чернобыльского шляха» было не таким массовым, как прежние. Люди опасались провокаций и были запуганы. Угрожающие действия были развернуты властями уже утром 26 апреля – к месту проведения акции и выходам из метро, расположенным в нескольких километрах от него, были стянуты автозаки и силовые подразделения.

Как пишет Дойче Велле, «Милиция загодя перекрыла подступы к традиционному месту сбора людей перед «Чернобыльским шляхом» — площадку возле Национальной академии наук. А около шести часов вечера были перекрыты и выходы со станции метро «Академия наук». Впрочем, и вокруг санкционированного места акции на площади Бангалор милиции было немало. Милицейский спецназ досматривал и снимал на видеокамеры всех, кто пришел на митинг».

Немецкий исследователь могильников ядерных отходов и антиядерный активист Фальк Бейер, принявший участие в митинге, назвал его «арестом под открытым небом». Такое впечатление, как прокомментировал Фальк корреспонденту Беллона.ру, у него сложилось потому, что митинг был окружен турникетами и нарядом ОМОНа. Участники не могли выйти в оживленные места, чтобы привлечь внимание людей и вообще, по его словам, не могли перемещать свое собрание. «Митинг проходил в глубине парка и люди с проезжей части и городских улиц его просто не могли видеть», — говорит Фальк.

Помимо Чернобыльского шляха были запрещены и другие акции протеста, приуроченные к чернобыльской годовщине. В частности, по сведениям Николая Уласевича из деревни Ворняны, что находится в четырех километрах от предполагаемого места строительства белорусской АЭС, администрация не разрешила проведение пикета против строительства АЭС в Островецком районе.

Участники митинга 26 апреля выступили против белорусской АЭС

bodytextimage_chsh22011.jpg Photo: Анастасия Голяк

Но действия властей не помешали оргкомитету «Чернобыльского шляха» провести митинг и озвучить свои требования. Они были выражено антиядерными. Были оглашены и приняты три резолюции: политическая, чернобыльская и против белорусской АЭС.

Первая резолюция требует прекратить все политически мотивированные процессы, связанные с президентскими выборами 19 декабря прошлого года, а также освободить всех задержанных.

В чернобыльской говорится о необходимости восстановления «Закона о социальной защите граждан Республики Беларусь, пострадавших от аварии на Чернобыльской АЭС», принятого в 1991 году, прекращения производства продуктов питания на загрязненных территориях, использования загрязненных земель, обследования и лечения населения Беларуси и других аспектах, связанных с последствиями Чернобыля.

Третья резолюция призывает прекратить строительство АЭС в Беларуси. Стоит заметить, что в этом году на митинге «Чернобыльского шляха» антиядерная риторика была озвучена наиболее четко и недвусмысленно. Фактически все выступавшие говорили о Фукусиме и о недопустимости строительства Островецкой АЭС. Особое внимание ораторы уделяли недемократичности принятия решений, а также экономической несостоятельности и нарушениям международного и белорусского законодательства, связанным с проектом белорусской АЭС.

bodytextimage_chsh32011.jpg Photo: Анастасия Голяк

Ораторы поставили под сомнение безопасность ядерных реакторов, в том числе современных, для жителей Беларуси. В частности, профессор Георгий Лепин заявил: «Чернобыль и Фукусима показали, что атомные станции могут стать причиной масштабных радиационных катастроф, по своим последствиям сопоставимых с ядреными бомбардировками». Ученый отметил, что современная цивилизация на примере Фукусимы показала свою беспомощность и не смогла справиться с аварийной ситуацией на атомной электростанции. По его мнению, АЭС сегодня являются объектами, которые человек контролирует лишь частично. «Таким образом, АЭС отличается от атомной бомба тем, что бомба взрывается, когда этого хочет человек, а АЭС, когда ей вздумается», — сказал он.

Роза Гончарова, исследователь влияния последствий Чернобыльской аварии на здоровье жителей Беларуси, подчеркнула, что белорусы продолжают испытывать на себе радиационное воздействие и имеют инкорпорированные радионуклиды, что приводит к онкологическим и другим заболеваниям. Поэтому АЭС, даже работающая в безаварийном режиме, представляет для белорусов серьезную опасность, так как выбрасывает в окружающую среду радионуклиды. Гончарова обратила внимание собравшихся на опасность для здоровья людей малых доз радиации.