Сочи-2014: Посредничество ООН не спасает Кавказский заповедник

ingressimage_IMG_3747.JPG Photo: Автор фото: Дмитрий Шевченко

Инспекторы ЮНЕП, ведущие экологический мониторинг олимпийских строек, сдержали обещание наведываться в столицу Олимпиады-2014 каждые два месяца. Поучаствовать в весенней инспекции прибыла весьма представительная делегация во главе с директором Европейского регионального бюро ЮНЕП Кристофом Бувье.

Г-н Бувье прилетел еще и потому, что на 23 марта Оргкомитет «Сочи-2014» запланировал подписание «Декларации о принятии обязательств по восстановлению экосистемы бассейна реки Мзымты». Под документом поставили подписи представители госкорпорации «Олимпстрой», ОАО «РЖД», ООО «Роза Хутор», ОАО «Красная Поляна», ОАО «Газпром», ОАО «ФСК ЕЭС», а также администрации Краснодарского края. Кроме экспертов ЮНЕП почетными свидетелями подписания был вице-премьер Дмитрий Козак и президент Оргкомитета «Сочи-2014» Дмитрий Чернышенко.

Спасение Мзымты

Пресс-служба Оргкомитета сообщила, что декларация составлена на основе рекомендаций ЮНЕП, эксперты которой неоднократно отмечали «медленный прогресс» в соблюдении экологических требований на олимпийских стройках.

При этом международные проверяющие особо отмечали обеспокоенность российских «зеленых» положением дел на реке Мзымте, которой не повезло оказаться рядом со строящейся автомобильной и железной дорогой на Красную Поляну. Да и в самой Красной Поляне, в чем могли убедиться эксперты, русло Мзымты до того изуродовано, что в некогда чистейшую реку, где водилась форель и куда заходил на нерест черноморский лосось, теперь постоянно стекают потоки грязи с оголенных горных склонов.

Гордиев узел проблем, свалившиеся на реку, Оргкомитет решил разрубить одним махом, точнее всего пятью пунктами декларации, сводящихся к тому, что компании за свой счет и по доброй воле «восстановят долину Мзымты». Особенно примечателен последний пункт, гласящий, что стороны обязуются сделать программу спасения реки «прозрачной и доступной» для всех желающих, включая неправительственные организации и местных жителей.

Пресс-служба Оргкомитета не пояснила, почему на подписание «прозрачной и доступной» декларации не пригласили общественность, а сама ее подготовка велась в строжайшей тайне, в том числе и от научного сообщества.

«Заявлять о восстановлении экологических систем долины Мзымты, по меньшей мере, слишком смело, – считает научный сотрудник Института экологии горных территорий РАН, член Совета «Экологической Вахты по Северному Кавказу» Сурен Газарян. – В мировой практике нет успешных примеров восстановления природных комплексов после проектов такого масштаба. Для этого потребовалось бы разрушить все построенные олимпийские объекты, прежде всего – совмещённую дорогу Адлер – Красная Поляна. Затем на очищенных от олимпийских объектов площадях нужно было бы воссоздать уникальные природные условия и растительность, свойственные долине Мзымты до начала строительства. Даже при этих идеальных условиях восстановление экосистем займет сотни лет».

По мнению Газаряна, абсурдность подписанного документа понимают даже сами его авторы, потому и сделали все возможное, чтобы о нем никто ничего не узнал раньше времени. Написана декларация была лишь с одной целью – отечественным «олимпийцам» нужно срочно реабилитироваться в глазах ЮНЕП, считает Газарян. Тем более что в своем последнем отчете эта международная структура отметила, что российская сторона не выполнила обязательства, взятые в еще начале 2010 года.

И правда, декларация, в которой не оговорены ни сроки, ни конкретные обязательства – отличный способ спасти имидж олимпийского проекта. К тому же еще не факт, что этот документ превратится в план действий: по некоторым сведениям, подписанный текст отправили на «визу» лично Владимиру Путину. Зная трепетное отношение премьер-министра к отдельным компаниям, фигурирующим в списке «спасателей Мзымты», едва ли стоит надеяться, что он безоговорочно одобрит их участие в заведомо неприбыльном проекте.

Эксперты увидели мыс Видный

Пока «олимпийские» компании под чутким контролем Дмитрия Козака и подписывали декларацию, в другом районе Сочи разгорались нешуточные страсти. Активисты «Экологической Вахты по Северному Кавказу» и Русского географического общества сорвали строительство железнодорожной ветки на мысе Видном.

Беллона.ru уже рассказывала историю этого неприглядного строительства, а также о том, как в декабре прошлого года прямо на стройплощадке была избита экологическая активистка Гаянэ Антонова, пытавшаяся остановить вырубку пицундских сосен.

Напомним, что Российским железным дорогам поручено к 2014 году увеличить пропускную способность ветки Туапсе–Адлер, для чего параллельно идущей по берегу моря железнодорожной линии прокладывается еще одна.

В Хостинском районе Сочи действующая ветка «ныряет» в тоннель, минуя под землей мыс Видный. Для дублирующей линии планировалось проложить второй тоннель, но, очевидно, из-за некачественных геологических изысканий проектировщики допустили ошибку, и свод штольни обрушился прямо во время проходки. Работы пришлось свернуть.

Возник альтернативный вариант: протянуть ветку прямо по берегу моря, вокруг мыса. Наличие в зоне строительства краснокнижных растений железнодорожников не смутило: что такое пара-тройка десятков пицундских сосен и сотня кустиков ложнодрока монпелийского, когда при строительстве «совмещенки» Адлер–Красная Поляна реликтовые растения уничтожались гектарами… Однако под давлением «зеленых» РЖД все же пришлось признать, что никаких законных оснований для того, чтобы менять проект вести работы на самом мысе Видном, у нее нет.

Стройка снова была свернута и возобновилась лишь в марте, когда у подрядчиков РЖД появился некий «проект лесовосстановления». Строители показательно пересадили несколько десятков кустиков ложнодрока и на этом успокоились.

Акция «зеленых» была приурочена к визиту в Сочи миссии ЮНЕП. Экологи перегородили дорогу бульдозерам, давившим своими гусеницами кусты «пересаженного» ложнодрока и вызвали милицию. Милицию вызвали также и строители. Очевидно, только перспектива громкого международного скандала удержала местных стражей правопорядка от репрессивных мер по отношению к экологическом активистам…

Разбираться приехал сам начальник Хостинского УВД Вахтанг Сакарули, приказавший покинуть стройплощадку и «зеленым», и строителям. У последних опять не оказалось на руках никаких разрешительных документов: ни заключения экологической экспертизы, ни разрешения на добычу видов, занесенных в Красную книгу, ни проекта освоения лесов.

К несчастью для строителей, следом за начальником УВД прибыл эксперт ЮНЕП Теодор Обен. Посетить скандальную стройку Обена уговорил координатор Эковахты Андрей Рудомаха. Международный эксперт смог воочию увидеть, как «Российские железные дороги» «учитывают» рекомендации Программы ООН по окружающей среде.

Не исключено, что по итогам визита представителя ЮНЕП отечественные «олимпийцы» экстренно соорудят еще одну декларацию – на сей раз для «восстановления» мыса Видного…

Заповедник отдан на откуп «Газпрому»?

В рамках своего сочинского вояжа г-н Обен должен был также посетить долину рек Ачипсе и Лаура, где компания «Газпром» затеяла «берегоукрепление» – чтобы в случае чего не заливало элитные гостиницы горнолыжного комплекса.

Гостиничный комплекс «Гранд Отель Поляна», пожалуй, самое «неприкасаемое» место во всей Красной Поляне. За высоким забором похожего на замок «Гранд Отеля» прячется еще одно ограждение, охраняющее покой так называемого «Дома приема официальных делегаций», а в просторечье – «домика Путина», где, по слухам, останавливается премьер-министр, когда приезжает в Красную Поляну покататься на лыжах.

«Гранд Отель Поляна» – нижняя база принадлежащего «Газпрому» горнолыжного комплекса «Лаура», где в 2014 году пройдут соревнования по лыжным гонкам и биатлону. Окна «Гранд Отеля» выходят на противоположный берег Ачипсе, где раскинулись угодья Кавказского заповедника. Сама река также входит в границы заповедника. Когда «Газпром» начал активное строительство подъемников и лыжных трасс на хребте Псехако, то чтобы не пускать грузовой транспорт под окнами гостиниц, строители решили воспользоваться дорогой, которая шла… по заповеднику.

Минприроды РФ вплоть до прошлого года упиралось всеми четырьмя, отказываясь согласовать использование «заповедной» дороги. Но в прошлом году, словно по мановению волшебной палочки, все возражения прекратились.

Дальше – больше. Оправдываясь необходимостью «защитить от подтопления олимпийские объекты», газпромовские подрядчики стали вовсю хозяйничать в заповеднике. Здесь были построены полтора километра капитальной асфальтированной дороги (!), технологические подъезды, мост через реку Ачипсе и целый городок для строителей. Но самое главное, живописная горная река была превращена в некое подобие Москвы-реки – по берегам загнанной в каменный коридор речки не хватает разве что гранита. Такая же судьба постигла и главный приток Ачипсе реку Лауру. Вот уж поистине: дай палец – отхватят руку…

Слухи о самоуправстве «Газпрома» и его подрядчиков уже давно доходили до ЮНЕП, но лишь во время последнего визита эксперт Теодор Обен решил увидеть стройку своими глазами. Сюрприз ждал международного чиновника уже у шлагбаума на въезде в Кавказский заповедник. Охрана «Газпрома», которая почему-то взялась охранять территорию заповедника, отказалась пропустить не только Обена и сопровождающего его координатора Экологической Вахты Андрея Рудомаху, но даже сотрудника Оргкомитета «Сочи-2014». Не помогло и вмешательство директора Кавказского заповедника Сергея Шевелева, который, по всей видимости, уже не контролирует свою территорию.

Вряд ли охранники действовали без чьей-то команды «Не пущать!». Маловероятно, и то, чтобы такую команду отдали газпромовские начальники: им-то будет как с гуся вода, хоть бы и увидел эксперт ЮНЕП своими глазами экологическую катастрофу. Вероятнее, распоряжался кто-то «повыше». Тому, кому достаточно позора на мысе Видном.

Как этот инцидент будет отражен в очередном отчете ЮНЕП, узнаем позже. Будем следить за развитием событий.

Дмитрий Шевченко