Норвегия предлагет рыночные механизмы для снижения выбросов парниковых газов с судов

Как указано в сообщении Международной морской организации (IMO), обсуждение данного вопроса проходило с 28 марта по 1 апреля 2011 года в штаб-квартире IMO на третьем межсессионном заседании Рабочей группы по выбросам парниковых газов с судов (далее – Рабочая группа), созданной в рамках деятельности Комитета по защите морской среды (КЗМС), сообщает oilru.com.
 
В работе заседания приняли участие 36 делегаций договаривающихся сторон и 1 ассоциированный член IMO, а также 26 делегаций неправительственных, международных и региональных организаций. Всего более 200 участников.
 
При обсуждении повестки дня делегации, участвовавшие в работе заседания, разделились на две группы. Развивающиеся страны – Китай, Бразилия, Саудовская Аравия, Индия, Южная Африка, Багамские острова, Панама и Перу считали, что необходимость введения рыночных механизмов для снижения выбросов парниковых газов с судов не является четко доказанной, а эффективность введения технических и эксплуатационных мер требует детального изучения. Страны заявили о том, что при введении рыночных механизмов для снижения выбросов парниковых газов должен соблюдаться основной принцип Рамочной конвенции ООН об изменении климата (далее – РКИК ООН) и Киотского Протокола: «общая, но дифференцированная ответственность» стран при снижении выбросов парниковых газов, а рыночные механизмы не должны распространяться на суда, плавающие под флагом развивающихся стран.
 
Развитые страны, среди которых наиболее активными были Норвегия, Германия, Дания и Швеция, считали, что введение только технических и эксплуатационных мер не позволит достичь поставленных перед судоходством задач по снижению выбросов парниковых газов и, в этой связи, считали необходимым введение рыночных механизмов, которые должны распространяться на все суда, принимая во внимание практику работы IMO.
 
Несмотря на то, что образовавшиеся две группы стран были неравнозначными по количеству, было решено представить на рассмотрение предстоящему заседанию КЗМС мнение каждой группы с указанием соответствующих аргументов.
 
Делегации достигли согласия в том, что необходимо дальнейшее обсуждение соответствующего баланса между стоимостью предлагаемых рыночных мер и достижимым уровнем снижения выбросов, с целью оценки их экономической эффективности.
 
В числе возможных рыночных механизмов регулирования выбросов парниковых газов с судов были рассмотрены предложения о создании Международного фонда по выбросам парниковых газов с судов (Дания), о введении системы торговли квотами на выбросы с судов (Франция, Германия и Норвегия), о торговле стандартами энергоэффективности (США), о введении экономических стимулов достижения энергоэффективности в контексте международного фонда (Япония), о введении мер по регулированию движения судов, потреблению энергии и экологической модели в портах (Ямайка) и др.
 
Делегации согласились с разделением всех рыночных механизмов на две группы: а) те, которые будут применяться «внутри сектора» и b) те, которые могут использоваться «внутри сектора и вне сектора», понимая под сектором международное судоходство. Было решено, что к Группе «А», т.е. механизмам для снижения выбросов «внутри сектора», относятся схемы, стимулирующие энергоэффективность; торговля кредитами эффективности; портовые меры, налог на торговлю и развитие; система скидок. К Группе «В», т.е. механизмам «внутри и вне сектора», относятся фонд по парниковым газам и торговля квотами на выбросы парниковых газов.
 
Работа и обсуждение вопросов повестки дня проходило сложно и напряженно, так как группы стран – развивающиеся и развитые, жестко отстаивали свою позицию, и компромисс так и не был достигнут.

Bellona

info@bellona.no