News

В Беларуси не верят, что в Росатоме нет коррупции, а АЭС безопасны и экономически эффективны

Граффити на Островецкой площадке для АЭС, июль, 2010
Татьяна Новикова

Опубликовано: 04/04/2011

Автор: Беллона

Эксперты, приглашенные белорусской антиядерной кампанией (БАЯК) заявили о том, что проект белорусской АЭС экономически несостоятелен, а при его реализации возможна коррупция. Белорусские чиновники поспешили с оправданиями, заявляя, что Росатом для них чист и прозрачен, а атомная станция сулит экономические дивиденды и что якобы она рассчитан на 100 лет. Белорусы не верят в это, как и в то, что белорусская АЭС будет безопаснее Фукусимы.

Как сообщала ранее Беллона.ру 15 марта в Минске Беларусь и Россия подписали межправительственное соглашение о строительстве белорусской АЭС. Накануне подписания БАЯК представила в Минске 14 марта два доклада: «О риске коррупции в госкорпорации «Росатом», подготовленный международной группой «Экозащита!» и Центром антикоррупционных исследований и инициатив «Трансперенси Интеренешнл» (Россия) и «Об экономике российской ядерной электроэнергетики» Объединения Беллона.

Риск коррупционной составляющей для белорусской АЭС высок

Владимир Сливяк, со-председатель группы «Экозащита!» считает, что существует высокий риск коррупции при реализации проекта белорусской АЭС. По его словам, это связано с тем, что госкорпорация «Росатом» – предполагаемый подрядчик строительства, уже продемонстрировала коррупционное поведение при строительстве российских АЭС. Об этом говорится в докладе «Анализ эффективности использования денежных средств при осуществлении деятельности по размещению заказов для нужд Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом»

Анализ данных по закупкам Росатома показал многочисленные (41% из 200 закупок) нарушения норм Единого отраслевого стандарта закупок, утвержденного Росатомом, указывающие на возможность коррупции. Это, в частности, нарушения при выборе способа размещения заказа, отсутствие сметной документации при закупке работ по строительству и ремонту зданий и сооружений (присутствует только в одном заказе), и другие. Отмечается также отсутствие внешнего контроля деятельности подразделений госкорпорации «Росатом» в сфере осуществления закупок.

По мнению исследователей, все эти факторы складываются в замкнутую систему, позволяющую заказчику допускать к закупкам лишь избранные кампании и проводить закупки по завышенной цене.

«Если стоимость проекта белорусской АЭС составляет 9 млрд. долларов, то, по нашим оценкам, коррупция «съест» около четырех», — комментирует Сливяк.

«Вместе с Росатомом в Беларусь придет коррупция», — считает руководитель энергетического отдела «Гринпис России» Владимир Чупров. Он утверждает, что через несколько лет после того, как начнется реализация проекта белорусской АЭС, коррупция заразит все структуры госаппарата Беларуси, которые будут отвечать за строительство атомной станции.

«Проект белорусской АЭС уже непрозрачен, осуществляется с нарушениями и в сжатые сроки, что говорит о необходимости изучения его коррупционной составляющей», — утверждает Ирина Сухий, председатель Общественного объединения «Экодом». Год назад эта организация провела Общественную экологическую экспертизу (ОЭЭ) проекта белорусской АЭС. Комиссия ОЭЭ пришла к выводу о том, что при выборе подрядчика, площадки, при разработке документации игнорируются технические нормы, нарушается национальное и международное законодательство. Помимо этого, отмечает Сухий, заказчик не предоставляет общественности запрашиваемую информацию о проекте белорусской АЭС. «Ни обоснование инвестиций, ни заключение Государственной экологической экспертизы, ни проект межгосударственного соглашения о строительстве белорусской АЭС, также как и ответы на наши вопросы по существу нам предоставлены не были», — прокомментировала глава «Экодома» для Беллоны.ру.

Члены экспертной группы «Трансперенси Интернэшнл» в Беларуси, заявили, что при наличии текста межгосударственного соглашения о строительстве белорусской АЭС они смогут его изучить. «Наша организация сможет провести его анализ на коррупционную составляющую, а также других документов, если они будут предоставлены», — прокомментировала Оксана Дребезова, белорусский эксперт «Трансперенси Интеренешнл».

АЭС — экономическая западня для Беларуси

Декларируемая Росатомом «логика открытой сметы» при строительстве белорусской АЭС является экономической западней для Беларуси, утвеждает  Андрей Ожаровский, российский эксперт, представивший в Минске доклад Объединения Беллона «Об экономике российской ядерной электроэнергетики». «Так называемая «открытая смета» это способ уклониться от согласования конечной стоимости объекта. Я могу предсказать, что если сумма контракта не будет зафиксирована, то цена АЭС в процессе строительства существенно повысится. И это будет далеко не 9 млрд. долларов, окончательная стоимость может оказаться на несколько миллиардов больше. Нечто похожее уже происходит в Финляндии при строительстве реактора Олкилуото-3», — говорит он.

По мнению Ожаровского, представленные в докладе Беллоны данные подтверждают, что АЭС выгодны сегодня только тем, кто надеется участвовать в строительстве и распределять их финансирование. «Готовы ли мы стать заложниками этих кампаний?», — задает вопрос эксперт.

Рост стоимости киловатт-часа атомного электричества идет сегодня в два раза быстрее, нежели рост стоимости электроэнергии газовой и других генераций, считает Владимир Чупров. «АЭС в Беларуси никогда не окупится», — говорит он.

К выводу об экономической неэффективности проекта белорусской АЭС пришла год назад и Комиссия ОЭЭ белорусской АЭС.

Коррупция убивает

Риск коррупции приведет к существенному снижению уровня безопасности белорусской АЭС — это мнение высказали на пресс-конференции в Минске эксперты, приглашенные БАЯК. По их словам, эти опасения уже оправдываются на российских атомных стройках. «На Нововоронежской АЭС зафиксированы трещины в фундаменте, сейчас идет расследование», —  сообщил Владимир Сливяк. По информации Гринпис России, материалы, используемые для строительства платформ фундаментов для реакторов, не выдерживают никакой критики. «Специалисты Ленинградской и Нововоронежской АЭС говорят о ржавой арматуре, о нарушении технологии бетонных работ, об ужасных условиях для рабочих», — говорит Чупров.

«Российская «Трансперенси Интеренешнл» ведет кампанию со слоганом «коррупция убивает». В атомной энергетике все сложнее, но суть остается той же», — говорит Владимир Сливяк.

Белорусский замминистра увеличил срок эксплуатации белорусской АЭС до 100 лет

Замминистра энергетики Беларуси, Михаил Михадюк ответил экспертам в официальных белорусских СМИ. Все представленные ими на пресс-конференции факты и материалы он не аргументировано назвал безосновательными.

Как передает БЕЛТА, замминистра энергетики сказал: «Нас обвиняют, что есть риск коррупции, что в цене станции заложен откат. Это полная чушь, это безосновательные заявления отдельных лиц», — сказал Михаил Михадюк.

Однако информация, излагаемая Михадюком в качестве «опровержения», не только не заслуживает доверия, но и вызывает у экспертов сомнения в его компетенции.

В своем комментарии БЕЛТА замминистра отметил, что Росатом разработал специальную систему закупки оборудования и других материалов для строительства АЭС. «Эта система прозрачна, при ее реализации обязательно будут присутствовать белорусские специалисты», — подчеркнул он. По его словам, белорусская и российская стороны договорились и о системе качества оборудования.

Однако, наличие «специальной система закупки», «системы качества» на которую ссылается Михадюк, только подтверждает, что для Росатома существуют специальные условия, на которые не распространяются законодательство и стандарты двух стран. Исключительность этих условий, как и отсутствие внешнего независимого контроля, создает условия для коррупции, по мнению экспертов «Трансперенси Интеренешнл».

Как утверждает Михадюк, ценообразование будет осуществляться в соответствии с белорусским законодательством, будут составлены сметы, и по ним будет строиться АЭС. «Состоялась вторая экспертиза проекта, все чисто и прозрачно», —  подчеркнул Михаил Михадюк.

Между тем, как писала Беллона, проект белорусской АЭС уже осуществляется за закрытыми дверьми и в обход законодательства. Российский подрядчик выбран без проведения тендера, а обоснование инвестиций, как и текст межгосударственного соглашения, так и не были представлены общественности по ее требованию, в противоречие с Орхусской конвенцией. По словам Ирины Сухий, экологи впервые услышали и о «второй экспертизе проекта».

Замминистра также сообщил БЕЛТА, что выбор Островецкой площади для строительства АЭС инспектировался специальной миссией МАГАТЭ. «Мы ей представили материалы по всем площадкам, и она отметила, что Островецкая по всем показателям лучше подходит для АЭС», — сказал Михаил Михадюк.

Как комментирует профессор Георгий Лепин, принимавший участие в ОЭЭ белорусской АЭС, к моменту выбора площадки она не была исследована. Это подтверждает Ирина Сухий. «В документации ОВОС белорусской АЭС говорится только о том, что данные исследования планируется закончить в конце 2010 года, то есть, спустя два года после выбора площадки», — комментирует она для Беллоны.ру. «Общественности также не был предоставлен по ее письменному запросу персональный состав Комиссии, принимавшей решение о выборе площадки, не говоря о составе спецмиссии МАГАТЭ», — говорит Ирина.

Михаил Михадюк заявил: «Действительно, нам надо учесть опыт Японии. Сегодня и российские специалисты тщательно изучают все особенности, чтобы учесть технические решения в проекте строительства АЭС в Беларуси».

По мнению Юрия Воронежцева, ответственного секретаря Комиссии Верховного Совета СССР по рассмотрению причин аварии на Чернобыльской АЭС и оценке действий должностных лиц в послеаварийный период, члена ОЭЭ проекта белорусской АЭС, сегодня на Фукусиме идет неконтролируемый процесс, и никто не может сказать, что там происходит. «Анализ события, дай Бог, чтобы там обошлось без более тяжелых последствий, возможен на протяжении нескольких лет после его завершения. Какие уроки собираются учитывать в проекте АЭС, строительство которой начнется якобы уже через полгода?», — задает вопрос эксперт.

«Белорусская АЭС рассчитана на 100 лет» — эта цитата замминистра энергетики на несколько дней стала хэдлайнером белорусских СМИ. Что именно имел в виду Михадюк остается неясным, так как срок эксплуатации белорусской АЭС определяется разработчиком в ее ОВОС как 50 или 60 лет (на разных страницах документа по-разному).

«Даже неспециалисту видно, что проект обречен на провал при таких исполнителях», прокомментировал Беллоне.ру Юрий Воронежцев.

Белорусы не верят в безопасность АЭС и отсутствие коррупции в «Росатоме»

Трагедия Фукусимы и критика проекта белорусской АЭС внутри страны обусловила очередные публикации в СМИ замминистра энергетики вместе с представителя Дирекции строительства белорусской АЭС. Казалось бы, выход чиновников в люди должен как-то «успокоить» белорусов. Однако, как показывают комментарии к публикациям, белорусские читатели не верят проядерной риторике.

Вот несколько комментариев читателей к статье «Михадюк: Беларусь не может без АЭС».

Пользователь sanbob: «Мало Чернобыля и Японии? Люди устали, правительство и директора в случае чего разбегутся по укромным местам, а людям как быть?»

Пользователь newmember: «Есть критика, но нет конкретных предложений, как обойтись без АЭС», — констатировал Михаил Михадюк. Почему? Есть. А если ты их не видишь (или не слышишь), то ТЕБЕ не место в правительстве. Это наши чиновники не могут без России, а не «Беларусь не может без АЭС».

На мой взгляд, что получит Россия:
1. Отдаст $ под % (с залогом).
2. Рабочие места (+ тренировка собственной науки).
3. Сбыт своего топлива для АЭС + получит $ за захоронения в будущем.
4. Недорогую энергию (РБ столько не надо).
5. И всё это — на чужой территории, подальше от своих границ (если что — это проблемы РБ). Думаете, наши площадку выбирали?

Наверняка наши “кухарки” ради сохранения своей шкуры подписались ещё под кучей обязательств — например, сразу же список на приватизацию появился. У нас же эти шариковы всё делают в тайне.

Вот так однажды и проснемся не в своей стране.
Что приобретает РБ? Очередной срок пребывания у власти таких “кухарок” и шариковых???

Пользователь ggg_yyy2:

«Беларусь не может обойтись без строительства АЭС.

Откаты уже поделены, без них никак, народу все равно, так что похоже правда будет новый качественный скачок в развитии страны.

Один скачок уже произошел в 1986, качественно развил страну, но одного белорусам судя по их реакции мало (их хата с краю), надо еще это другой уровень подготовки кадров. Ага 3-курсники трактористы отправились изучать АЭС, то-то у них уровень будет.

Замминистра напомнил, что Беларусь не обладает собственными энергетическими ресурсами, поэтому у нее нет другой альтернативы.

Грубое передергивание фактов. Почему строит РФ, к которой мы привязаны по газу и нефти, почему в Островце, откуда далеко до белорусских потребителей (понятно, что нагреть руки на экспорте и шантаж радиацией Запада, но для страны это причем?), почему сначала не проведены мероприятия по энергосбережению?

Страны, которые в избытке имеют нефть и газ, принимают решение о строительстве АЭС, поскольку углеводородное сырье исчезает.

Это Ливия, Венесуэла и Иран что ли? Им бомба нужна, чтобы США не напали, а не электричество. Кстати урана осталось гораздо меньше (по годам потребления) чем газа. А у РФ урана совсем мало, так что энергобезопасность не вырастет а наоборот ухудшится (с учетом что миллиарды можно направить на другие энергогенерирующие и энергосберегающие проекты).

У нас будет совершенно другой проект, нового поколения.

То же самое говорили японцы в 70х, про чернобыльский реактор глава Академии наук СССР вообще говорил, что его хоть на красной площади ставить можно. И что в итоге? Тем более что АЭС-2006 это не 30-летний мерседес (как сравнил тов Михадюк), это новая Лада-Калина, которая по качеству от ТАЗов ушла недалеко.

Эксплуатация АЭС рассчитана на 100 лет.

У россиян почему то цифра 60, или белорусам виднее? Почему не 1000?

Островецкая по всем показателям лучше подходит для АЭС.

Вообще-то Островецкая площадка была малоисследована и в резерве, планировали строить не на ней и МАГАТЭ приезжало на нее как на резерв, изучая в основном Краснополянскую и Кукшиновскую площадки. Выбор Островца стал удивлением для технических специалистов и был сделан после фразы АГЛ про «страны с ядерной бомобой/АЭС не бомбят» чисто политически».