News

Белорусские экологи добиваются получения информации о белорусской АЭС через суд

Дорога на Островец, Беларусь.
http://www.naviny.by/

Опубликовано: 22/02/2011

Автор: Беллона

Белорусское Общественное объединение «Экодом» не получило документации Оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС) белорусской АЭС, даже прибегнув к очередному судебному разбирательству. За право доступа к информации об АЭС в соответствии с Орхусской конвенцией белорусские экологи судятся уже около года. Почему чиновники скрывают документацию о белорусской атомной электростанции?

Российский опыт там, где он не применим, или ОВОС белорусской АЭС без права выноса и копирования

Белорусские чиновники пытаются «соорудить» свою «собственную», белорусскую АЭС во имя «энергетической независимости» от России за российские же деньги, при помощи российского подрядчика и используя российскую технологию. Но, что удивительно, при этом они применяют те российские приемы и опыт, которые для Беларуси абсолютно неприемлемы.

Речь идет об опыте ограничения доступа независимой общественности к документации ОВОС российских АЭС. Так Росатом и разработчики документации ОВОС российских АЭС не предоставляют ее общественности в полном объеме и требуемой форме. Например, те ОВОСы, разработчиком которых выступал Сант-петербургский Атомэнергопроект, в сокращенной версии находились в труднодоступном месте и в одном экземпляре без права выноса. Кроме того, российский закон об Общественной экологической экспертизе оставляет заказчику проекта довольно широкое поле для манипуляций процессом независимой экспертной оценки, из-за чего с момента его принятия в России не было ни одной независимой общественной экологической экспертизы (ОЭЭ) АЭС.

Но слепо полагаясь на «готовый российский продукт» белорусские чиновники постоянно попадают в странное положение, забывая о разнице в законах обеих стран и о том, что Россия не ратифицировала Орхусскую конвенцию, которую ратифицировала Беларусь.

Попыткой внедрения «передового российского опыта» оказались первые наброски проекта «Положения о порядке проведения общественной экологической экспертизы», подготовленные Минприроды Беларуси сразу после того, как Комиссия ОЭЭ белоруской АЭС затребовала документацию ОВОС для проведения независимой экспертизы. У представителей Минприоды возникла идея резко сузить возможности проведения независимой ОЭЭ, установив разрешительный принцип для одной организации и ряд других ограничений. Эту идею Минприроды начало обсуждать с общественностью в кругу НГО, куда вошло ОО «Экодом». Ко времени проталкивания этих «прогрессивных» идей Комитет по соблюдению уже открыл два дела о нарушении Беларусью Орхусской конвенции: в отношении Неманской ГЭС и белорусской АЭС. Возможно, эти моменты и повлияли на то, что идеи по ограничению доступа общественности к ОВОС так и не нашли отражения в белорусском законодательстве.

Однако белорусские чиновники, нарушая закон, все же ограничили доступ к документации ОВОС белорусской АЭС. Эта документация была предметом общественной экологической экспертизы, и с декабря 2009 года «Экодом», в соответствии с Орхусской конвенцией, запрашивал ее у заказчика. Долгая переписка привела к тому, что доступ был предоставлен в рабочее время, в помещении ГУ «Дирекция строительства белорусской АЭС», на протяжении месяца и… без права выноса и копирования. Последнее условие не было отражено в официальных документах, но было высказано в приказной форме заместителем министра энергетики Михаилом Михадюком на встрече представителей заказчика, Минэнерго, разработчика ОВОС, Минприроды, куда пригласили ответственного секретаря ОЭЭ белорусской АЭС.

Год судебных разбирательств, а ОВОС белорусской АЭС и ныне там…

Первый иск о непредоставлении Дирекцией строительства белорусской АЭС документации ОВОС для общественной экологической экспертизы общественное объединение «Экодом» направило в суд Островецкого района 17 марта прошлого года. 16 июня производство по этому иску было прекращено в связи с его «неподведомственностью». Суд Островецкого района рекомендовал Экодому обратиться в хозяйственный суд. Юрист Экодома Сергей Магонов в своем комментарии изданию Naviny.by пояснил, что при принятии решения о прекращении дела были допущены процессуальные нарушения. «Если уже гражданское дело возбуждено, то его прекратить нельзя по неподведомственности. Надо было раньше либо отказать в принятии иска, либо, раз уж приняли, рассматривать до конца», — сказал он.

В конце августа общественное объединение «Экодом» обратилось с иском в хозяйственный суд Гродненской области. Однако только в декабре по этому иску началось некоторое движение. 29 декабря иск предварительно рассматривался в этой инстанции. После уточнения позиции сторон, 12 января суд вынес решение отказать в иске ОО «Экодом».

Знают «атомщики», что закон нарушили, или трюк с ОВОС белорусской АЭС

Дирекция строительства белорусской АЭС прекрасно понимает, что нарушает белорусское законодательство, не предоставляя документацию ОВОС для общественной экологической экспертизы. Но свои нарушения атомщики, как всегда, шьют белыми нитками, и здесь Дирекция пошла на детское по своей простоте ухищрение, чтобы скрыть допущенное ею пренебрежение законом. 12 января, в день заседания суда, сотрудники Дирекции, не известив об этом «Экодом» вывесили на своем сайте полную 3500-страничную версию ОВОС и продемонстрировали судебному заседанию распечатку с сайта как доказательство «предоставления» информации. Через несколько дней полная версия была удалена с сайта Дирекции. Суд принял этот обман за чистую монету и оставил иск без удовлетворения. Возражение «Экодома» о том, что Дирекция не уведомила о вывешенной на сайте информации, и что печатная версия так и не была предоставлена, хозяйственный суд Гродненской области проигнорировал.

Апелляционная инстанция не восстановила права общественности

На своем заседании 15 февраля этого года Апелляционная инстанция оставила без изменения решение хозяйственного суда Гродненской области, отказывающее в удовлетворении иска Общественному объединению «Экодом» по поводу не предоставления Дирекцией строительства белорусской АЭС документации по оценке воздействия на окружающую среду (ОВОС) планируемой белорусской АЭС.

Представитель истца, юрист Сергей Магонов рассказал Апелляционной инстанции о трюке, который Дирекция проделала с документацией ОВОС. И здесь представители ответчика продемонстрировали свою некомпетентность, заявив, что закон, якобы, не обязывает предоставлять полную версию ОВОС, и что сокращенной версии, вывешенной на сайте вместо полной — вполне достаточно. Апелляционная инстанция из трех судей хозяйственного суда приняла эти объяснения ответчика и решила оставить жалобу ОО «Экодом» без удовлетворения.

В своем намерении угодить «атомщикам» Апелляционная инстанция нарушила нормы материального права и Орхусскую конвенцию. Ирина Сухий, председатель ОО «Экодом» прокомментировала Беллоне.ру: «В статье 74.4 Закона «об Охране окружающей среды» Республики Беларусь описана процедура предоставления экологически значимой информации по запросу общественности. Это описание предписывает дать информацию в той форме, в которой ее запросили. В нашем случае — в печатной и в электронной. Суд и Апелляционная инстанция не применили этой нормы закона и не восстановили наши права».

Татьяна Новикова, ответственный секретарь ОЭЭ белорусской АЭС добавляет: «Белорусское законодательство говорит о том, что один и тот же комплект документации должен быть представлен как на государственную, так и на общественную экологическую экспертизу. Нам эти документы даны не были, а приглашение прийти в помещение ГУ ДСАЭ в рабочее время без права выноса и копирования не может считаться таким предоставлением информации».

По словам Ирины Сухий, ОО «Экодом» в ближайшее время будет обращаться еще в две национальные инстанции с просьбой о восстановлении права на получение информации о белорусской АЭС.

Что белорусские «атомщики» скрывают от общественности?

Эксперты ОЭЭ успели ознакомиться в помещении Дирекции строительства атомной электростанции с полной версией ОВОС. Эта информация вместе с материалами, имевшимися в распоряжении специалистов ОЭЭ, дала возможность сделать и широко опубликовать им свои выводы о проекте белорусской АЭС. Казалось бы, в этих условиях, предоставление документации ОВОС дало бы шанс Дирекции сохранить лицо и не повлияло бы на то заключение, которое Комиссия ОЭЭ уже сделала.

Однако Дирекция и Минэнерго на протяжении года противится этому простому законопослушному действию. Причин такого поведения может быть несколько. Одна из них — это нежелание делать публичными документы, свидетельствующие о подтасовках фактов и об опасности планируемой АЭС для окружающей среды и жителей Беларуси. Несмотря на то, что эта информация не станет новостью, в случае ее официального предоставления, станут видны серьезные разночтения, и заказчик будет нести прямую ответственность за дезинформацию о белорусской АЭС.

«Документация ОВОС белорусской АЭС в 3500-страничном варианте содержит пояснительные записки ряда институтов Академии Наук Беларуси. Они свидетельствуют об опасности планируемой АЭС для окружающей среды и здоровья людей. Но тем и интересна ОВОС белорусской АЭС, что к вроде бы объективным сведениям об опасности АЭС приделаны противоречащие им выводы о ее «полной безопасности». Поэтому в теперешнем виде документация ОВОС представляет собой несуразный набор фраз и обрывков текста», — комментирует Беллоне.ру ответственный секретарь ОЭЭ Татьяна Новикова.«В ОВОС очевидны явные пробелы — нет данных полноценных социологических исследований, обязательных по белорусскому закону, не выполнены в полном объеме исследования уже выбранной Островецкой площадки. Эти и другие данные ОВОС свидетельствуют о неприемлемости проекта белорусской АЭС», — продолжает Новикова.

Нежелание обнародовать информацию о проекте АЭС-2006, может быть связано и с тем, что белорусские атомщики не хотят портить отношения с российскими коллегами. ОВОС содержит сведения о проекте, по которому строятся сразу несколько АЭС в России: ЛАЭС-2, Балтийская и Нововоронежская АЭС-2, и к которым не имеет доступа российская общественность.

Так или иначе, круг замкнут, и не предоставив общественности документацию ни заказчик, ни подрядчик уже не спасут своей репутации и не скроют правдивой информации о проекте белорусской АЭС.