News

Атомный круиз Мурманск-Петербург-Мурманск совершает ледокол «Вайгач»

Атомный ледокол «Вайгач»
Wikipedia commons

Опубликовано: 21/02/2011

Автор: Андрей Ожаровский

Несколько недель в Балтийском море близ С.-Петербурга, Хельсинки, Таллинна будет работать атомный ледокол «Вайгач». Сейчас судно с атомным реактором на борту совершает переход из Мурманска вокруг Скандинавии. Экологи предупреждают: судовые реакторы опасны, а передислокация атомного судна в Балтийское море будет создавать дополнительные риски для густонаседённых районов нескольких стран.

Отдел внешних связей Росатомфлота сообщил в понедельник, что атомный ледокол «Вайгач» вышел из порта Мурманск в субботу, 19 февраля и отправился в Балтийское море «для оказания помощи в проводке судов, движение которых осложнилось из-за ухудшения ледовой обстановки». Ожидается, что переход займёт семь дней и атомное судно прибудет в район Санкт-Петербурга 26 февраля. Судно оснащено атомной паропроизволящей установкой типа КЛТ-40М с одним ректором водо-водяного типа (т.е. вода является и теплоносителем, и замедлителем нейтронов) мощностью 171 МВт.

Передислокация?

Ранее о планах по переброске атомного ледокола сообщило агентство РИА Новости: «Атомный ледокол «Вайгач», как ожидается, будет передислоцирован из Мурманска в Санкт-Петербург, решение об этом будет принято в ближайшие дни, цитирует РИА Новости Владимира Блинова, пресс-секретаря «Атомфлота», эксплуатирующего судно». По информации «Атомфлота» с просьбой оказать помощь на Балтике к ним обратился руководитель Федерального агентства морского и речного транспорта Александр Давыденко.

Блинов отметил, что атомоходы арктического класса никогда не работали на Балтике. Главный государственный инспектор контроля ледокольных операций администрации морского порта «Большой порт Санкт-Петербург» Олег Кудрявцев подтвердил РИА Новости, что приход «Вайгача» ожидается в ближайшее время. Он отметил, что до этой зимы опыта сотрудничества у «Росмотрпорта» и «Атомфлота» не было.

В телефонном интервью для Беллоны.ру Андрей Смирнов, заместитель генерального директора по эксплуатации флота ФГУП «Атомфлот» сообщил, что речь идёт не об изменении дислокации судна, а о временном переходе к другому месту работы. «Предварительная заявка была на 2-3 недели, пока не вернётся к постоянному месту работы дизельный ледокол «Капитан Драницын», — пояснил он.

Смирнов уверен в безопасности ледокольного флота: «Опыт 52-летней эксплуатации атомоходов показал, что наиболее экологически безопасным сейчас источником энергии, движителем судов являются атомные установки». Однако он затруднился назвать нормы сбросов и выбросов радионуклидов для судовых реакторов.

Атомный ледокол – источник радиоактивных выбросов и плавучее хранилище отходов

Информация о радиоактивных отходах, нарабатываемых атомными ледоколами, и о радиоактивных выбросах неоднократно публиковалась экологическими организациями. По данным, приведённым в Докладе объединения Беллона «Атомная Арктика: проблемы и решения», в результате деятельности судового реактора ежегодно образуется 30 кубометров жидких радиоактивных отходов общей активностью 5,55 гигабеккерель (ГБк), 8 кубометров твёрдых радиоактивных отходов общей активностью более 200 ГБк, а также до 800 кг ионообменных материалов активностью до 185 ГБк. Всего реактор производит 600-740 ГБк в год. Эти отходы в штатном режиме должны оставаться на борту судна, превращая его в своеобразное плавучее хранилище радиоактивных отходов.

bodytextimage_14_ystanovka_big.jpg Photo: rosatomflot.ru

Но ледокол не зря оборудован вентиляционной трубой – в результате его эксплуатации образуются газообразные отходы, для выброса которых в окружающую среду эта труба и предназначена. «Радиоактивность газовых выбросов на атомных судах практически полностью определяется инертными радиоактивными газами и составляет величину в пределах 37-370 ГБк в год», — сообщается в докладе «Атомная Арктика».

И всё это хозяйство скоро приплывёт к Петербургу…

Судовые реакторы опасны

Не стоит недооценивать опасность атомных реакторов ледоколов. Хотя мощность реактора «Вайгача» значительно уступает мощности реакторов атомных электростанций, на ледокольном реакторе тоже могут происходить аварии и инциденты. Можно вспомнить о серьёзных авариях, случившихся в 1965 и 1967 годах на первом атомном ледоколе «Ленин». Целый отсек с аварийным реактором был вырезан из аварийного ледокола и позднее затоплен в заливе Цивольки близ Новой Земли. Также следует вспомнить скандальную историю, когда в 2009 году атомные пропагандисты утверждали, что на ледоколе «Ленин» не произошло ни одной аварии

bodytextimage_Vaigach2.jpg Photo: rosatomflot.ru

Сейчас на действующих российских атомных ледоколах большая проблема – течи парогенераторов. Именно парогенератор является барьером между радиоактивным первым контуром охлаждения реактора и не радиоактивным вторым контуром. «Течь трубной системы парогенераторов (в том числе до выработки ресурса трубной системы) остается наиболее частым эксплуатационным происшествием при эксплуатации атомных судов», — вынужден констатировать в последнем годовом отчёте Ростехнадзор. Всего в 2009 году на атомных судах ФГУП «Атомфлот» Ростехнадзором было зарегистрировано 13 эксплуатационных происшествий (в 2008 году — 15) по классификации Положения о порядке классификации, расследования и информации о нарушениях в работе объектов атомного флота, причём 7 из них – течи парогенераторов. «Коренные причины выхода из строя трубных систем парогенераторов в полной мере не определены», — констатирует Ростехнадзор.

В связи с этим дефектом именно на атомном ледоколе «Вайгач» в феврале 2003 года впервые в практике атомного флота проведена замена выемной части парогенератора № 3. Исключить возможность протечки парогенератора при переходе вокруг Скандинавии или при работе на Балтике нельзя.

Также нельзя исключить возможности более серьезных происшествий и аварий.

«Абсолютно безопасных атомных энергетических установок в мире не существует, не является исключением и реакторная установка КЛТ-40, которая используется на ледоколе, — говорит эксперт Беллоны, капитан первого ранга в отставке, бывший инспектор ядерных установок Минобороны Александр Никитин, — Финский залив, мелководный, он перенасыщен транспортом. Использовать атомные корабли в такой акватории это значит повышать риски, добавляя к нефтяным еще и радиационные. Мы бы хотели видеть Балтийское море безъядерным, как, например, Чёрное».

Тогда мы плывём к вам?

Несмотря на всю очевидность опасности передислокации атомного судна в Балтийское море, оценка воздействия этого проекта на окружающую среду и здоровье людей (ОВОС) произведена не была. Не было и государственной экологической экспертизы (ГЭЭ). Всё случилось как сговор двух ведомств…

«По российскому законодательству таких требований [проводить ОВОС и ГЭЭ] нет. Просто судно должно иметь соответствующие документы о безопасности грузового ядерного судна, что оно и имеет. Надо постоянно проходить ремонты, контроли и со стороны реестровых органов и со стороны госатомнадзора. Что и имеет этот ледокол. И соответствующая подготовка экипажа, что тоже выполняется, – заявил в интервью для Беллоны.ру Андрей Смирнов, заместитель генерального директора ФГУП «Атомфлот», – Ледокольный атомный флот – это государственная собственность. К нам было обращение Агентства морского и речного транспорта, подразделение Минтранса, в чьём ведении находится Питерский порт, который сейчас попал в тяжёлые условия. Мы согласовали с собственником, то есть с госкорпорацией Росатом. У нас между Агентством морского и речного транспорта и Росатомом существует соглашение об использовании ледоколов. Мы работаем для всех клиентов, но приоритет – государственным».

Выходит, что судно с атомным реактором может приплыть в питерский порт без какого либо согласования с местными властями и оценки рисков такой передислокации. Всё же, одно дело – проводка судов по безлюдной Арктике, другое – работа в Балтике близ Санкт-Петербурга, Хельсинки, Таллинна.

И что выйдет, если всё же будут реализованы проекты создание плавучих или передвижных АЭС? Будет ли разрешено размещать и передислоцировать эти объекты куда угодно? Чернобыль забыт… Снова – «мирный атом – в каждый дом»?