News

Очередные общественные слушания по Штокману — одобрение получено, но вопросы остались

Foto: Ruth Lothe

Опубликовано: 18/02/2011

Автор: Алексей Павлов

На этот раз в поселке Териберка обсуждался проект строительства береговых объектов пускового комплекса подготовки газа к транспортировке. Принятие инвестиционного решения о строительстве наземного газопровода ожидается через месяц, а без одобрения местных жителей сделать это невозможно.

Пусковой комплекс включает в себя сухопутные участки газопровода и волоконно-оптической линии, установку комплексной подготовки газа, электростанцию, водозаборную станцию, вахтовый поселок и другие сооружения. Как полагается по закону, при его проектировке был подготовлены перечень мероприятий по охране окружающей среды, включая оценку воздействия на окружающую среду (ОВОС). Её готовили специалисты мурманского ООО «ФРЭКОМ», которые пришли к выводу, что негативное влияние новых объектов на воду, воздух и почву будет несущественным и локальным. И это не смотря на протесты биологов Кольского научного центра Российской Академии Наук, которые нашли под Териберкой «краснокнижные» виды флоры и фауны.

— На этой территории действительно есть редкие виды животных и растений. Но для животных стройка не смертельна – они напугаются, да уйдут в другие места, — сообщила журналистам главный инженер ФРЭКОМА Галина Андреева. — А по растениям мы выполнили предварительный расчет ущерба, и теперь компания должна принять решение, что делать дальше. Например, можно их пересадить. Взяли же местные жители да пересадили на своё кладбище редкую синюху, более известную как радиола розовая. Потому что не осталось естественных мест обитания для неё.

С таким странным подходом к делу, не согласны независимые экологи. Они уверены, что редкие виды животных и растений нужно охранять. Особенное беспокойство вызывает судьба уникальных мхов, которые растут только на Териберских скалах и представляют научную ценность. Но до сих пор в «Штокман Девелопмент» не прислушиваются к предложениям ученых и экологов, а ведь за уничтожение краснокнижных видов может грозить и уголовная ответственность.

— На слушаниях информация об экологическом воздействии проекта была представлена настолько сжато, что судить о степени его воздействия на  природу было практически невозможно. При этом опять пришлось обсуждать отдельный кусок проекта, не представляя полной картины, так как инвестиционное решение по заводу СПГ и газопроводу все еще не принято, и соответственно не имея возможности оценить весь комплекс воздействий проекта на окружающую среду, — поясняет координатор энергетических проектов МРОЭО «Беллона-Мурманск» Нина Лесихина. — Мы также не довольны тем, что компания «Штокман Девелопмент» в очередной раз проигнорировала необходимость оценки воздействия проекта на климат. В представленных материалах отсутствует информация о количестве выбросов углекислого газа, который, являясь парниковым газом, усиливает парниковый эффект. Положение об ОВОС не ограничивает перечень оцениваемых воздействий и предполагает всестороннюю оценку воздействия проекта на флору и фауну, почву, воду, воздух, ландшафт, климат и человека, не зависимо от того, нормируется данный загрязнитель или нет.

А вот журналисты, присутствовавшие на этой встрече, отметили равнодушие местных жителей к теме разговора. Они явно не понимали, из-за чего спорят экологи и строители. Потому что беспокоит людей совсем другое. Те, кто привык жить браконьерством, возмущались, что на забираемых под стройку территориях нельзя будет ловить рыбу и краба. Другие не понимали, почему нельзя будет собирать у объектов ягоды и грибы. Третьи требовали от «Штокман Девелопмент» решить все проблемы поселка — построить асфальтовую дорогу, новые социальные объекты и жилые дома, что бы переселиться в них.

Представителям «Штокман Девелопмент» в который раз пришлось объяснять, что новая дорога, жилые дома и тому подобное — это забота областных властей. Что строить жильё они будут только для своих работников. Зато для териберцев создадут рабочие места, обеспечат их чистой питьевой водой, построят полигон для отходов.