News

Европейский парламент предлагает запретить использование мазута на арктических судах

Опубликовано: 01/02/2011

Автор: Ruth Lothe

Перевод: Ксения Вахрушева

Европейский парламент обратился к Международной морской организации (ММО) с предложением о запрете использования мазута на судах, заходящих в воды Арктики, чтобы предотвратить серьёзные экологические катастрофы. Предусматривается также возможность отказывать судам, перевозящим мазут, в причале к европейским гаваням, если ООН не поддержит предложение Европарламента.

«Политика Евросоюза по устойчивости на Крайнем Севере» была в заголовке резолюции, принятой 20 января в Европейском парламенте. Это ставит понятие устойчивости в качестве основной предпосылки будущей политики ЕС в Арктике.

ЕС предупреждает

Три предложения в резолюции выражают обеспокоенность непосредственно по поводу использования мазутного топлива в Арктике. Первое замечание ЕС касается проблемы таяния льдов в Арктике, что отчасти является результатом большого объёма выбросов сажи Европейской судостроительной промышленностью. В целях борьбы с этим явлением Евросоюз должен разработать строгие правила для ограничения выбросов сажи на судах, заходящих в Арктику.

Второй пункт предлагает запрет на использование мазута для судов, заходящих в воды Арктики, на тех же принципах, что и запрет мазута в Антарктике, который вступит в силу 1 августа 2011 года.

В третьем пункте содержится обращение к Европейской комиссии с просьбой внести предложения по ужесточению режима: ЕС должен отказаться принимать в своих портах суда с мазутом на борту или использующие мазут и, которые могут вызвать высокие выбросы сажи. Эти правила должны распространяться на все суда, заходящие в порты Европы до или после их плавания в Арктику. Европейский парламент надеется, что такая угроза поспособствует тому, чтобы ММО подошло к решению вопроса серьёзно.

 Арктика уязвима особенно

«Использование мазута является крупнейшей экологической проблемой при морских перевозках из-за его вредного воздействия при сгорании и случайных сбросов в море», – говорит Мариус Дален, консультант BELLONA Foundation.

В случае попадания в землю своей липкой и густой консистенцией мазут оказывает наихудшее воздействие на окружающую среду по сравнению с любым другим продуктом нефти. Он вязкий и не растворяется в воде. Именно поэтому его влияние на состояние пляжей и популяций морских птиц наносит гораздо больший ущерб, чем лёгкие фракции и соединения нефти, такие как морское дизельное топливо. Кроме того, использование мазута загрязняет воздух из-за выбросов сажи при сжигании.

Случайная авария скажется особенно серьёзно в Арктике, потому что арктическая природа более уязвима к разливам нефти. К тому же, очистка нефтяных разливов в Арктике является очень сложной задачей. Ледяной покров, темнота, плохая видимость, неблагоприятная погода и большие расстояния делают невозможной эффективную ликвидацию аварийных разливов нефти на протяжении большей части года.

Загрязняющими воздух веществами в процессе сгорания мазута является сажа (чёрный углерод) в различных формах, например, NOx, SOx и CO2. Сажа оседает на лёд и снег и постепенно очерняет большие снежные поверхности. В результате этого процесса поверхность поглощает больше солнечной энергии и ускоряет таяние снега и льда, что влечёт за собой увеличение поверхности моря, которое в свою очередь, приводит к дальнейшему поглощению солнечной энергии и таянию снега и льда. Выбросы сажи, таким образом, способствуют изменению климата на Крайнем Севере и вызывают глобальное изменение климата путём воздействия на океанские течения, которые во многом определяют наш климат сегодня.

Серьёзные сокращения выбросов сажи и окислов серы возможны, если суда начнут выбирать более чистые виды топлива, например, дизельное топливо или природный газ. Использование природного газа поможет уменьшить выбросы NOx на 80%, а выбросы CO2 примерно на 20% по сравнению с использованием традиционных видов топлива.

Давление на Европейскую комиссию

Поправки об ограничении использования мазута и выбросов сажи являются результатом лоббирования Брюссельского офиса BELLONA, что в случае их принятия можно будет рассматривать как крупную победу.

«Это всего лишь первая победа, теперь мы должны подтолкнуть Европейскую Комиссию следить за выполнением пунктов резолюции Международной морской организацией», – говорит Эйвинд Хофф, глава BELLONA Europa.

Полный текст резолюции Европейского парламента можно найти здесь.