Высокообогащённый уран из Украины был доставлен в Подмосковье пятью самолётами

ingressimage_map-7..jpg Photo: Fox News

СМИ утверждают, что пятидесяти килограммов высокообогащенного урана хватило бы для начинки двух атомных бомб. Для транспортировки необлучённого урана использовали 21 контейнер. Пятью разными самолётами из Киева, Севастополя и Харькова опасный груз был доставлен на подмосковный аэродром. Транспортировка была задержана на несколько дней из-за проблем с погодой.

bodytextimage_container-load.jpg Photo: Fox News

Следует отметить, что это была транспортировка свежего ядерного топлива, которое не побывало в реакторе. Поэтому топливные стержни можно было брать руками, и защитные контейнеры были весьма компактны. Ранее в Россию вывозились отходы, отработавшее (облучённое) ядерное топливо, с остановленных исследовательских реакторов Беларуси и Сербии. Радиоактивность и опасность отработавшего топлива (ОЯТ) в сотни тысяч раз больше. Чем у свежего топлива. ОЯТ содержит сотни искусственных радионуклидов и для надёжной изоляции его требуются громоздкие контейнеры. В России не существует долговременного геологического хранилища ОЯТ. Так называемая «переработка» ОЯТ на комбинате «Маяк» приводит к увеличению объёмов радиоактивных отходов. Жидкие радиоактивные отходы переработки сливаются в открытые водоёмы и поступают в окружающую среду. Именно поэтому транспортировки ОЯТ вызывают протесты.

Привезённое из Украины свежее ядерное топливо на основе высокообогащённого урана может быть или переработано, или использовано в российских исследовательских ядерных установках.

Транспортировки с целью нераспространения

Официальная цель вывоза высокообогащенного урана – предотвратить его использование для создания ядерного взрывного устройства. Чтобы не обидеть власти Украины, говорится о предотвращении попадания урана в руки террористов, а не о чём-либо ещё. Украина не делала скандала из факта передачи России доставшегося ей высокообогащённого урана, в отличие от президента Беларуси Александра Лукашенко, который весной сделал ряд пугающих заявлений, но потом уран всё же отдал.

bodytextimage_roots.jpg Photo: Fox News

Россия взяла на себя обязательство забрать («репатриировать») высокообогащенный уран (ВОУ) из тех стран, куда во времена СССР поставлялось топливо для исследовательских реакторов. «В 2010 году Россия планирует вывезти свежее ВОУ-топливо из Украины, Белоруссии, Чехии, отработавшее ВОУ-топливо – из Украины, Польши, Германии, Сербии, Белоруссии», – говорится в Меморандуме Российской Федерации о физической ядерной безопасности от 13 апреля 2010 года.

Напомним, что запланированная ранее транспортировка ОЯТ из Германии не состоялась из-за протестов общественности и ставшей очевидной неготовности комбината «Маяк» к безопасному обращению с ядерными отходами.

Обама приветствует транспортировку

Для президента США транспортировка из Украины стала своеобразным пиар реваншем за скандал, связанный с отменой транспортировки из Германии.

bodytextimage_container.jpg Photo: Fox News

Обама обещал в течение 4 лет обезопасить все ядерные материалы в мире. Поэтому он приветствовал вывоз урана из Украины. «Эти действия говорят о том, что Украина по-прежнему лидирует в стремлении не допустить попадания этих ядерных вооружений в руки террористов, как и в стремлении прийти к миру, в котором не было бы ядерного оружия», – заявил президент США по 31 декабря, по окончании транспортировки.

США не только финансирует транспортировку, но и обещает поставить в Украину топливо для исследовательских реакторов на основе низкообогащенного урана и оказать помощь в научных проектах. То, что о завершении транспортировки было сообщено именно 31 декабря может свидетельствовать о стремлении выполнить обязательства именно в уходящем году.

По-видимому, транспортировка завершилась без происшествий. Но остаётся несколько вопросов.

Почему уран привезли в Москву?

Сообщается, что украинский высокообогащённый уран был доставлен на один из подмосковных аэродромов. Возможно, это военно-космический Чкаловский, Мячиково или аэропорт МЧС Жуковский. Возможно, украинский уран поступит на Машиностроительный завод ОАО «МСЗ» в подмосковную Электросталь, где производится ядерное топливо или уран будет использован на одном из действующих на территории Москвы исследовательских реакторах – в ФГУ РНЦ «Курчатовский институт» или Ядерном университете МИФИ.

Получить разъяснения от представителей соучастника транспортировки, госкорпорации «Росатом» корреспонденту Беллоны.ру не удалось – телефоны департамента коммуникаций Росатома не отвечают, скорее всего, из-за праздников.

Почему самолётами?

Из Украины радиоактивные материалы вполне могли бы быть отправлены по железной дороге. Именно так перевозится свежее топливо и отходу АЭС Украины. Неужели более опасный воздушный способ транспортировки выбран лишь для того, чтобы успеть всё закончить к Новому году и порадовать президента Обаму?

bodytextimage_Obama2.jpg Photo: Fox News

Очевидно, что самолёты со смертоносным грузом представляли опасность из-за риска аварий как в полёте, так и при приземлении.

«Транспортировка высокорадиактивных материалов по воздуху – одна из самых опасных операций. При воздушной транспортировке повышается риск воздействия на материалы внешних факторов, таких как погодные условия, внешнее физическое воздействие и т.д. Транспортировка даже 50 кг украинского высокогообагащенного урана, да еще и авиатранспортом, являлось угрозой для значительных территорий и огромного количества людей. Неблагоприятные погодные условия, из-за которых откладывался рейс, яркое тому подтверждение», – сообщил в интервью для Беллоны.ру координатор энергетической программы Национального экологического центра Украины Артур Денисенко.

Исследовательские реакторы тоже опасны

По данным МАГАТЭ на территории Украины расположены три ядерных исследовательских установки – два реактора и одна критическая сборка. В Севастопольском университете ядерной энергетики и промышленности имеется реактор ИР-100 мощностью 200 кВт и критическая сборка (реактор нулевой мощности), введённые в строй в 1967 и 1974 годах соответственно. В Киеве в Институте ядерных исследований Национальной академии наук Украины имеется реактор ВВР-М мощностью 10 МВт, построенный в 1960 году. Очевидно, что вывезенный высокообогащённый уран мог использоваться на этих установках.

В Харьковском физико-техническом институте реакторов нет, но там проводились исследования, связанные с изготовлением тепловыделяющих элементов для атомных реакторов, а также эксперименты на ускорителях, в которых могли использоваться мишени из высокообогащенного урана.

Новые реакторы – новые опасности?

Недавно было объявлено о намерении сооружения в Харькове подкритического реактора с импульсным ускорителем электронов в качестве драйвера и вольфрамовой или урановой мишенью в качестве конвектора.

bodytextimage_plain-load.jpg Photo: Fox News

Проект реализуется в рамках договора президентов Украины и США.

Экологические организации считают проект опасным. «Экспериментальные научные ядерные реакторы являются значительно более опасными, чем те, которые используются на атомных электростанциях или других объектах. Ведь именно в научных учреждениях они работают в режимах, которые еще никогда не использовались в мире, проверяются их свойства в рамках теорий и гипотез, которые могут оказаться ошибочными. И никто не даст стопроцентной гарантии, что это не приведет к непредвиденным и необратимым последствиям, которые могут привести к жертвам среди населения и радиационного загрязнения территории города при размещении реактора в Харькове», – говорит председатель ЭкГ «Печенеги» Сергей Шапаренко.

Экологи утверждают, что решение о размещении этой установки близ Харькова, где проживает 1,5 миллионов граждан, является чересчур рискованным, принималось оно без общественного обсуждения или публичных дискуссий специалистов.

Однако, обычно исследовательские ядерные установки, в отличие от атомных электростанций, не вызывают серьёзных протестов населения. Но исследовательские реакторы тоже производят отходы, нарабатывают ОЯТ, а аварии на них могут быть весьма значительными. Сейчас именно вопросы транспортировок топлива и отходов исследовательских ядерных установок привлекают внимание к этим объектам. И если сербский ректор института Винча, чей ОЯТ был доставлен в Россию в декабре, остановлен, то украинские реакторы всё ещё в работе. Украина не намерена сворачивать ядерные исследования, следовательно, опасные транспортировки будут продолжаться.

Эту статью можно также прочитать на белорусском языке (перевод любезно выполнен Amanda Lynn <amanda.lynn@gmx.us>).

Андрей Ожаровский

idc.moscow@gmail.com