News

Эколог Алексей Яблоков: решение о прокладке трассы через Химкинский лес – опасное решение

Опубликовано: 15/12/2010

Автор: Борис Вишневский

Правительственная комиссия приняла решение проложить высокоскоростную трассу Москва–Санкт-Петербург через Химкинский лес. Президент Дмитрий Медведев, на вмешательство которого до последнего рассчитывали защитники Химкинского леса, умыл руки и поддержал решение комиссии, заявив, что «проект вышел на ту стадию, когда остановить его практически невозможно», и свалив вину на прежние московские власти.

Таков «сухой остаток» истории, долгое время находившейся в центре внимания не только российских, но и зарубежных СМИ, и ставшей знаковой: от того, кто победит в этом противостоянии – власть или граждане, – зависело очень многое. Результат – классическая «разводка».

Сперва президент приостановил работы по прокладке трассы после ряда громких акций протеста, и поручил главе кремлевской администрации Сергею Нарышкину и премьеру Владимиру Путину разобраться с ситуацией и обсудить с общественностью планы по маршруту прокладки трассы, потом провели слушания, где проигнорировали мнение защитников леса, а потом решение передали правительственной комиссии, которая (как и ожидалось) вернула дело к тому, с чего оно начиналось. А президент, который имел все основания запретить строительство трассы через лес, вместо этого заявляет, что «в ходе подготовки решения, в результате активного диалога между экологами, представителями гражданского общества, существенно были увеличены компенсационные меры», и что он «надеется, что они минимизируют ущерб, который был нанесен».

«Мы надеемся, что президент проявит политическую волю. От того, какое решение примет Медведев, станет понятно, на чьей он стороне – коррумпированных чиновников или общества. И от этого решения будет зависеть результат президентских выборов 2012 года, так как большинство граждан против прокладки дороги через Химкинский лес». Это говорил один из защитников Химкинского леса Ярослав Никитенко, узнав о решении правительственной комиссии, но еще не зная о реакции президента. Что же, ответ на вопрос, на чьей стороне Медведев, получен.

По словам главы правительственной комиссии, вице-премьера Сергея Иванова, участок трассы через Химкинский лес будет построен до конца 2013 года. Восьмикилометровый участок скоростной трассы Москва – Санкт-Петербург в районе Химкинского леса не будет предусматривать наличия дорожной инфраструктуры, дорога будет огорожена шумозащитными щитами. «Только дорога, – пообещал вице-премьер. – Прямой, как стрела, участок дороги, и вдоль этого участка на протяжении восьми километров везде будут поставлены шумозащитные экраны, а также прорыты под дорогой места миграции возможной представителей животного мира».

Также принято решение увеличить компенсационные выплаты за экологический ущерб от строительства с 3 млрд рублей до 4 млрд. рублей. «Источник этих средств найден», – заявил вице-премьер, отметив, что в истории России еще не было случая такого объема компенсационных выплат на ликвидацию экологического ущерба, связанного с вырубкой лесонасаждений. Вместо вырубленных 100 га леса решено высадить 500 га, добавил Иванов. Кроме того, Министерство природных ресурсов РФ предлагает придать Химкинскому лесу статус особо охраняемой территории, сообщил глава министерства Юрий Трутнев.

«Изначально на выбор трассы повлияла неконструктивная позиция прежних московских властей, так как один из альтернативных проектов не был реализован из-за бизнес-проектов структур, близких к московскому правительству», – уверяет пресс-секретарь президента. Действительно, участки земли, по которым мог пройти альтернативный вариант трассы, были приобретены компанией «Интеко», принадлежащей Елене Батуриной, но они были проданы еще до того, как был утвержден план строительства через Химкинский лес.

По словам губернатора Московской области Бориса Громова, строительство трассы через Химкинский лес возобновится уже 15 января.

Защитники Химкинского леса не исключили, что обжалуют решение о строительстве трассы в судах. Один из их исков уже рассматривается в Европейском суде по правам человека в Страсбурге.

Коалиция «За леса Подмосковья» («Защитники Химкинского леса», Всемирный фонд дикой природы России, Союз охраны птиц России, Социально-экологический союз, «Гринпис России» и Центр охраны дикой природы России) восприняла решение о строительстве автомобильной дороги через Химкинский лес как пренебрежение общественными интересами.

В заявлении коалиции подчеркивается, что ни один представитель коалиции «За леса Подмосковья» не принимал участия в обсуждении строительства, и что информация, на которой базировалось обсуждение, а также механизмы и критерии принятия решения остаются неизвестными общественности. Деятельность правительственной комиссии в коалиции расценили, как «еще одно проявление беззакония и пренебрежение общественными интересами, которые уже не раз демонстрировались лоббистами данного проекта», и как «еще одну попытку давления на общественное мнение с очевидной целью – заставить смириться с принятым за закрытыми дверями коррупционным решением».

Известный эколог, советник РАН, лидер фракции «Зеленая Россия» в партии «Яблоко» Алексей Яблоков в интервью сайтe newsru.com сказа что считает решение правительственной комиссии о прокладке автотрассы через Химкинский лес политическим и опасным для Московского региона. «Я думаю, что это решение неправильное, решение политическое, оно никак не оправдано экологически. Оно опасно для Москвы, для Подмосковья и выгодно только для строителей, потому что они будут осваивать эти огромные деньги», – заявил Яблоков.

Он подчеркнул, что Химкинский лес – ценная природоохранная территория, потому что это один из немногих больших лесных массивов, которые окружают Москву. «Его экологическая роль в очистке воздуха, в защите от загрязнений, в производстве кислорода огромная», – подчеркнул эколог.

У него не вызвали доверия заявления о компенсационных выплатах экологического ущерба в связи с прокладкой трассы через Химкинский лес. «Я думаю, компенсации будут сравнительно небольшие, потому что они будут по кадастровой стоимости. А кадастровая стоимость лесов занижена тысячекратно. И потом, кому пойдут эти компенсации?» – заметил Яблоков.

Кроме того, эколог выразил недоумение по поводу планов высадить на северном участке Москвы в районе МКАД 500 гектаров леса взамен вырубленных 100 гектаров под строительство трассы: «Это абсолютно нереальная компенсация, для этого просто нет места». «Если они это сделают, это они какие-то великие фокусники. Где они возьмут эти 500 гектаров территории под Москвой, которые они хотят засадить лесами? Они наверняка это сделают в пределах, например, национального парка Лосиный остров, в лесничествах, которые и так уже выделены для зеленых насаждений», – заключил Яблоков.

20 декабря 2010 года будут оглашены результаты работы независимой экспертной группы по анализу различных вариантов прохождения трассы. Результаты будут представлены президенту России. Впрочем, вряд ли это на что-то теперь повлияет – защитников Химкинского леса элементарно «кинули».