Расходы “Росатома” оказались неэффективными?

Коррупция является одной из ключевых проблем современной России. Об этом говорят не только исследования Трансперенси-Интернешнл (в которых Россия из года в год занимает места в самом конце рейтинга), но и руководство нашей страны. Единственным эффективным инструментом противодействия коррупции в больших федеративных государствах является общественный контроль над всей деятельностью государственных служащих и, в частности, за расходованием государственных средств.

Государственные корпорации оказались под пристальным вниманием экспертов Центра «Трансперенси Интернешнл – Р» и других экспертов в области противодействия коррупции с момента своего создания, ибо эта форма организации сама по себе обладает рядом коррупционных рисков. Дело в том, что государственные корпорации не попадают под действие законов, контролирующих деятельность государственных органов или государственных предприятий. В тоже время они не подпадают и под законы, контролирующие деятельность акционерных обществ и других коммерческих фирм. Если говорить о правовой форме, то госкорпорация – это отдельная некоммерческая организация, деятельность которой регламентируется лишь специальным законом и внутренними регламентами.

Федеральный закон от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» не является идеальным и, без сомнения, требует доработки. Однако тот факт, что миллионы средств (которые, по сути, являются государственными) расходуются государственными корпорациями в обход этого закона, не может не вызывать нашего интереса.

Выбор «Росатома» в качестве объекта данного исследования не означает, что именно эта государственная корпорация является самой проблемной и закрытой. Однако эта госкорпорация вызывает наибольший общественный интерес. Это обусловлено и объёмами деятельности данной государственной корпорации, и спецификой отрасли. «Росатом» включает в себя целые города – закрытые административно-территориальные образования. Его деятельность находится под пристальным вниманием экологов, именно они в лице группы «Экозащита!» и стали инициаторами данного исследования.

К сожалению, результаты исследования говорят о том, что опасения экспертов в отношении эффективности расходования средств при закупках для нужд государственных корпораций оказались обоснованными. В очередной раз мы убеждаемся, что создание исключений из общих правил выгодно лишь тем, кто хочет снизить контроль за своими действиями и скрыть нарушения.

Недавно Президент поручил до 15 января 2011 года внести в Государственную Думу законопроект «О закупках товаров, работ, услуг государственными корпорациями (компаниями), субъектами естественных монополий, организациями коммунального комплекса».

Остаётся надеяться, что этот закон вернёт «Росатом» и другие госкорпорации в общее правовое поле. Мы будем рады, если данное исследование поможет в формировании правовой базы контроля за расходованием государственных средств.

На сайте «Беллоны» можно ознакомиться с полным текстом доклада.

Иван Ниненко

ivan.aka.falkon@gmail.com