News

Владимир Шевченко, институт океанологии РАН: Черный углерод способствует потеплению в Арктике

M.Obozov

Опубликовано: 14/11/2010

Автор: Борис Вишневский

В своем докладе «Ускоренное потепление в Арктике: роль черного углерода и другие факторы» на конференции «Пожары на открытых пространствах и Арктика: причины, влияние и подходы для их сокращения» научный сотрудник Института океанологии РАН, кандидат геолого-минералогических наук Владимир Шевченко заметил, что Арктика представляет очень большой интерес для всего человечества, потому что ее экосистема наиболее ранима и подвержена климатическим изменениям.

Температура в Арктике повышается в два раза быстрее, чем в мире в целом – и это особенно ярко зафиксировано в последние 100 лет. Наблюдается уменьшение снежно-ледового покрова, который десять лет назад был значительно больше. Изменения происходили и раньше, говорит Шевченко – есть многолетние циклы, обусловленные астрономическими причинами. Но есть и факторы, в которых замешан человек. В частности, по его словам, это проявляется в Гренландии, где резко уменьшается количество снега и льда. Это же, по его данным, касается и российских архипелагов.

Наибольшее влияние на потепление оказывают парниковые газы, в первую очередь, углекислый газ. Но сейчас, по словам Шевченко, мы рассматриваем и другие факторы, которым уделялось мало внимания в предшествующие годы. А именно – влияние короткоживущих веществ, которые оказывают сильное влияние на изменение климата. Это – черный углерод, метан и озон.

Влияние метана, как одного из парниковых газов, хорошо исследовано в последнее десятилетие, и показано, что большую роль при этом играет антропогенный фактор. Влияние на поставку метана в атмосферу имеют также природные источники – это заболоченные участки и поступления из районов вечной мерзлоты. Стоит отметить, полагает Шевченко, что по мере того, как человечество повышает антропогенную нагрузку, повышается температура, и при этом начинает таять вечная мерзлота. Это ярко проявляется в России. Большую озабоченность вызывает таяние подводной вечной мерзлоты – в Восточно-Сибирском море и море Лаптевых.

Также важным фактором влияния на температурный режим является озон, который образуется в результате реакций, происходящих в верхних слоях атмосферы. При этом в повышении содержания озона в воздухе, по словам Шевченко, очень большое значение имеют сельскохозяйственные и лесные пожары, которые являются мощнейшим источником этих веществ. Черный углерод, который играет важную роль в поглощении света, поступает в атмосферу в результате неполного сгорания органического топлива, при сжигании биомассы. Работы последних лет показали, что черный углерод резко влияет на изменение альбедо (характеристику отражательной способности поверхности – ред.), и способствует повышению температуры в приземном слое.

Если говорить об Арктике, то аэрозоли, в том числе сажевый углерод, поступающие в результате переноса в арктический бассейн, оседают на поверхности льда. И учитывая, что льды дрейфуют в течение 2-3 лет, они регулярно накапливают поступающие из атмосферы вещества. Потом они тают, проходя через пролив Фрама между Гренландией и Шпицбергеном – что является одним из аспектов, касающихся экологии Северного Ледовитого океана.

«Исследования, которые мы проводили, в частности, в Белом море (губа Чупа), – говорит Шевченко, – показывают загрязнение льда, в том числе, летучим пеплом и агрегатами сажевых частиц. Намного более существенная доля летучих пеплов и агретатов сажи отмечена вблизи Архангельска. Это отражается и на концентрациях черного углерода в снеге. Она значительно выше, чем по данным исследований в Канаде, и в районе Северного полюса. Наиболее существенные поступления черного углерода в Арктику – из южных районов, в том числе из Юго-Восточной Азии. Стоит отметить сезонность этого явления».

По данным международных исследований, говорит Владимир Шевченко, проведен анализ источников сажевого углерода, поступающих из России, и видна большая доля домашнего хозяйства: оно составляет около 50%. А вот доля больших ТЭЦ сравнительно невелика. Интерес ученых, изучающих океан, к пожарам тоже был связан с событиями этого лета, когда в Москве с расстояния в 100 метров Института океанологии из-за смога было почти не видно (группа Шевченко в это время работала на Севере).

Открытым вопросом, говорит Шевченко, остается эмиссия черного углерода за счет судоходства в Арктике. Суда, полагает он, могут стать существенным источником, потому что от них сажевый углерод поступает непосредственно в экосистему Арктики.