News

Мурманская область в свете энергосбережения и развития возобновляемой энергетики

Anna Kireeva

Опубликовано: 07/10/2010

Автор: Анна Киреева

В Мурманской области потенциал в области энергосбережения, энергоэффективности и развития чистых источников энергии огромен, но пока плохо реализуем.

На прошлой неделе Губернатор Мурманской области Дмитрий Дмитриенко и управляющий директор ЗАО «Росдиагностика» подписали договор о сотрудничестве в области развития возобновляемых источников энергии (ВИЭ). Компания планирует строительство ветропарка мощностью 50 МВт в районе Лиинахамари (Печенгский район Мурманской области).

По словам управляющего директора компании  Юрия Белодеда, у компании есть уникальные разработки (ноу хау), которые позволят снизить себестоимость чистой энергии. «Мы надеемся построить ветропарк к 2012-2013 году», — рассказал Юрий Белодед «Беллоне.ру».

ЗАО «Росдиагностика» занимается также производством энергетических объектов, и планирует разместить в Мурманской области часть производства ветроустановок и их сборку, задействовав мощности местных заводов.

Это уже третий намечаемый проект по строительству ветропарков в регионе, и второй – в Лиинахамари. Напомним, что на северо-западе от этого поселка компания «Русский Ветер» также планирует строительство ветропарка установленной мощностью в 100 МВт, который будет состоять из 50 ветроэнергоустановок.

В 2008 году межведомственная комиссия по размещению производительных сил Мурманской области одобрила декларацию о намерениях строительства этого объекта.

Самый же крупный ветропарк будет построен в районе поселка Териберка силами голландской компании Wind Life Energy. По словам директора компании Пола Лочиса, работа ветропарка в 200 МВт привела бы к предотвращению выбросов 450 000 тонн СО2 в год.

Только уже около двух лет эти проекты стоят на месте, поскольку в России отсутствует схема поддержки и субсидирования ВИЭ, но в избытке присутствуют различные бюрократические барьеры.

«Очень хочется думать, хотя бы один проект будет удачно реализован. Это послужит необходимым стимулом для развития возобновляемой энергетики на Кольском полуострове, поскольку сейчас все подобные проекты существуют только на бумаге, — рассказал координатор проектов по возобновляемой энергетике Беллоны-Мурманск Юрий Сергеев. — Голландский ветропарк — это наглядная иллюстрация того, как отсутствие господдержки и недостаточное государственное регулирование сдерживает развитие возобновляемой энергетики в России», — считает он.

Даже если не говорить о том, что в России на данный момент нет закона “О возобновляемых источниках энергии”, до сих пор не подписан целый комплекс документов по экономической поддержке генерации на основе ВИЭ. Например, документ регламентирующий покупку энергии ВИЭ сетевыми организациями, постановление о выплате надбавок к рыночным ценам на энергию ВИЭ и т.д. До сих пор не запущена система “зеленых сертификатов”, хотя все нормативные документы для запуска системы сертификации готовы.

Потенциал энергосбережения в Мурманской области

В 2009 году Правительства Мурманской области приняло Стратегию развития энергосбережения в Мурманской области, один из разделов которой посвящен анализу потенциала энерго- и ресурсосбережения региона. Анализ показал, что при модернизации систем топливоподготовки и котельного оборудования теплоэлектростанций, потенциал энергосбережения составит около 13%, а при их переводе на газ – до 17,5 %. Для котельных региона эти показатели будут равны 14 и 19% соответственно.

Как объяснили «Беллоне.ру» в министерстве энергетики и ЖКХ Мурманской области, при изменении конфигурации схем теплоснабжения, экономия топлива будет значительной, что существенно отразится на отпуске тепловой энергии, электроэнергии и воды, а также на объёмах и концентрациях вредных выбросов.

При модернизации тепловых сетей, потенциал энергосбережения составит 70,5 тысяч тонн условного топлива в год, или 49% к уровню фактических тепловых потерь, при модернизации электрических — 132 тысячи в год.
Особенно впечатляют показатели потенциал энергосбережения в жилых зданиях Мурманской области – до 44 %, для промышленных предприятий и бюджетных организаций – до 10%.

«Общий потенциал энергосбережения в Мурманской области при текущем составе используемых видов топлива составляет 1 117 тысяч тонн условного топлива», — сообщили в министерстве «Беллоне.ру».

Региональная программа по энергоэффективности

В августе 2010 года правительство Мурманской области разработало и утвердило долгосрочную целевую программу «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Мурманской области» на 2011-2015 годы.

Всего за пять лет действия программы планируется достичь суммарной экономии в 130 тысяч тонн условного топлива, 290 миллионов кВт/час электроэнергии, а также снизить выбросы СО2 почти на 370 000 тонн.
Для достижения таких показателей планируется провести мероприятия повышению энергоэффективности жилищного фонда при реконструкции и капитальном ремонте домов. Для этого будет утвержден перечень обязательных энергосберегающих мероприятий и технологий в составе работ.

Будут проведены энергетические обследования и паспортизация жилых домов, экспертизы проектной документации строительства жилых домов на соответствие параметрам энергоэффективности, разработаны требования по энергоэффективности в составе проектной документации на новое строительство и другие мероприятия.

В рамках реализации данной программы Правительство Мурманской области проведет мониторинг потребителей энергоресурсов, выявит объекты с наихудшими показателями энергопотребления. Эти объекты подвергнутся энергетическим обследованиям, далее будет разработано ТЭО энергосберегающих проектов, которые впоследствии будут реализованы.

По словам Юрия Сергеева, вопросы энергосбережения и энергоэффективности очень важны для Мурманской области, что наглядно демонстрирует региональная программа. «Остается надеяться, что она разрабатывалась не столько из-за соответствующего постановления Правительства РФ, сколько из-за обеспокоенности областного правительства энергетической безопасностью региона», — рассказал Сергеев.

Беллона будет следить за мероприятиями и ходом выполнения этой программы.