News

Белорусский эколог Владимир Володин отпущен на свободу

Член Совета Белорусской Партии "Зеленые" Владимир Володин
Татьяна Новикова

Опубликовано: 20/09/2010

Автор: Татьяна Новикова

17 сентября около 11 часов утра вышел на свободу белорусский эколог и антиядерный активист Владимир Володин. Ему, как и другим общественным активистам, многократно задержанным в Минске с 3 сентября по подозрениям в различных поджогах, белорусские следственные органы не смогли предъявить официального обвинения.

Серийные задержания в преддверии выборов в Беларуси

Громкие задержания начались утром 3 сентября, когда были взяты семеро общественных активистов по подозрению в поджоге автомобиля на территории Российского посольства, произошедшего 30 августа. Всех молодых людей связывало то, что они посещали сайт белорусской Индимедии, а также занимались мирной общественной гуманитарной деятельностью.

8 сентября в изоляторе оказалась и социальный волонтер, помощница бездомным животным Татьяна Семенищева, которую подозревали ни мало, ни много — в поджоге двери Центра правонарушителей на улице Окрестина.

Эколог и антиядерный активист Владимир Володин, член Совета Белорусской Партии «Зеленые», был задержан в этот же день по подозрению в поджоге двери филиала «Беларусбанка», произошедшем 1 мая (!) этого года. Тогда же в руках следственных органов оказались представители незарегистрированных ультраправых организаций Игорь Чепига из «Правого альянса» и Сергей Попов, из «Партии свободы» по аналогичным подозрениям.

Точное число задержанных с 3 сентября по подозрению в различных поджогах правозащитники центра «Весна» затрудняются определить — их было более одиннадцати. 12 сентября пятеро были отпущены без предъявления обвинений. Под стражей остаются Николай Дедок и Александр Францкевич. Пока неизвестна судьба Александра Бугаева.

В этот же период времени в Минске прошли очередные массовые задержания участников  общественной кампании «Говори правду!». Более 50-ти человек было схвачено милицией и отпущено через три часа за попытки пройти на футбольные и хоккейные матчи в майках с логотипом кампании.

Как утверждают правозащитники, подобные вещи наблюдались и в преддверии президентских выборов в Беларуси в 2006 году. О политической составляющей теперешних событий говорит прямой интерес к убеждениям подследственных — по словам адвоката Тамары Сидоренко и задержанного Игоря Богачека, на допросах спрашивали о партийной принадлежности, знакомстве с различными общественными движениями, в том числе, и с незарегистрированными. Особый интерес, по словам Владимира Володина, следователи проявляли к антифашистским организациям.

Обвинения не предъявлены, но и дела не закрыты

Экологу Владимиру Володину пытаются инкриминировать три разных поджога: двери филиала «Беларусбанка», двери Центра изоляции правонарушителей на Окрестина, и здания Федерации профсоюзов Беларуси. Открыты три соответствующих дела, где он фигурирует как подозреваемый. Несмотря на алиби, отсутствие оснований для задержания и доказательств причастности Владимира ко всем упомянутым инцидентам, дела в отношении него не закрыты и он не переведен в статус свидетеля.

«Мне удалось ознакомиться только с материалами одного из дел, о нападении на изолятор на Окрестина», — прокомментировал Владимир, — «там я увидел экспертное заключение о месте происшествия и —  никаких сведений о моей возможной причастности к нему. Я направил следствию письменное заявление о том, что не участвовал в инцидентах и не располагаю информацией о тех, кто их совершил».

«Давления на меня не оказывали, возможно, потому, что со мной был адвокат. Я не знаю, как долго буду находиться на свободе, и что могут инкриминировать в следующий раз», — сказал Володин.

Адвокат Тамара Сидоренко: «Его передавали как эстафетную палочку»

Тамара Сидоренко, адвокат Владимира Володина, рассказала Беллоне, что направила ряд ходатайств и жалобу в Прокуратуру по фактам нарушений законодательства при трех задержаниях подряд. «На протяжении всех девяти три районных управления внутренних дел Минска передавали его как эстафетную палочку, задерживая на новые трое суток по новому подозрению», — прокомментировала адвокат.

Она дала такую оценку действиям следствия на сайте правозащитного центра «Весна»: «В первый день Володин был допрошен в качестве подозреваемого по уголовному делу о поджоге дверей «Беларусбанка», и никто не обратил внимания, что это был 9-ый день со дня смерти его отца. Судить сейчас, насколько существовала в этом необходимость, трудно, поскольку следственные действия ограничились этим одним допросом, и больше он органы дознания Ленинского РУВД не интересовал. Через 3 суток Володин благополучно получил постановление об освобождении. И если объяснения человека, который сказал, что я этого не делал и не был там в этот день, достаточны для следствия, то каковы тогда были подозрения сами по себе?»

Нарушением, с точки зрения адвоката, является и тот факт, формально освобожденному не давали возможности покинуть изолятора, то есть выйти на свободу. Как рассказал об этом Беллоне Владимир Володин, «Меня вызывали в кабинет, когда вещи мои находились в камере, я подписывал постановление об освобождении, затем я заходил в соседний кабинет, где меня снова «задерживали».

«И не только с Володиным так поступают, я знаю, еще несколько человек точно по такому же принципу задерживаются — трижды, четырежды, а кто-то уже даже в 5 раз. Это явное нарушение закона», – сказала Тамара Сидоренко.

Какая деятельность Володина вызвала интерес к нему следственных органов?

Владимир Володин известен как экологический общественный деятель, и на протяжении последних нескольких лет – как активный противник строительства АЭС в Беларуси. С самого начала он принял участие в Белорусской антиядерной кампании, которую несколько лет подряд пытались «прекратить» сотрудники КГБ, затем стал одним из авторов и редакторов независимой Критики Оценки воздействия на окружающую среду белорусской АЭС (Критики ОВОС), был экспертом Комиссии и одним из редакторов Заключения Общественной экологической экспертизы белорусской АЭС. Володин, как историк и искусствовед по профессии, составил в этих документах раздел, посвященный воздействию планируемой Островецкой АЭС на богатое культурное наследие края.

Он много занимался информационной антиядерной деятельностью, принимал участие в исключительно мирных акциях против атомных электростанций и в других странах, в частности, в Дании.

Володин интересуется, в том числе, анархистской культурой, историей различных социальных движений.

Какая же деятельность Володина вызвала к нему интерес следствия, занимающегося поджогами?

Общественная защита

С первых дней задержания Володина, как, впрочем, и других активистов, такие белорусские СМИ как спутниковое телевидение «Белсат», радио «Свобода», информационное агентство БелаПан, Европейское радио для Беларуси начали давать независимую от официальной версии белорусских властей информацию об этих событиях.

Белорусская партия «Зеленые», экологические организации и граждане Беларуси, России, Литвы и других стран сразу же сделали заявления в защиту своего коллеги Владимира Володина.

Комиссии по ядерной энергетике Сейма Литвы сделала сообщение, где называются возможные причины случившегося, а именно, публичная антиядерная деятельность активиста-эколога.

14 сентября Экологический правозащитный центр «Беллона» оправил обращение к Президенту Беларуси, а также в Прокуратуру и Министерство внутренних дел в защиту Володина с требованием его немедленного освобождения, подписанное Александром Никитиным и рядом общественных организаций, деятелей и граждан Беларуси, России и Литвы.

Сейчас сложно сказать, как повлияла общественная защита на освобождение Володина и других задержанных. Но одно остается бесспорным — для активистов международная солидарность явилась большой поддержкой и помогла им почувствовать признание. Важно и то, что общественная защита смогла прекратить поток инсинуаций в их адрес, который разыгрался в российских и белорусских масс-медиа с подачи государственной белорусской прессы.