News

Prezident ex mashina

(фото: ecmo.ru)

Опубликовано: 26/08/2010

Автор: Борис Вишневский

В деле борьбы за спасения Химкинского леса произошел решающий поворот: президент Дмитрий Медведев поручил премьер-министру Владимиру Путину и руководителю своей администрации Сергею Нарышкину приостановить строительство платной автодороги Москва-Петербург через Химкинский лес. По распоряжению президента, будут проведены дополнительные общественные слушания. Накануне защитники Химкинского леса подали петицию в администрацию президента - обращение на имя главы государства подписали три тысячи человек.

Причину своего поступка Медведев объяснил в своем видеоблоге и в «Твиттере». По его словам, «несмотря на то, что было принято отдельное решение правительства о строительстве автодороги, несмотря на то, что оно было рассмотрено нашей судебной системой и были вынесены решения по этому вопросу, наши люди, включая представителей политических партий от правящей «Единой России» до оппозиционных, общественные объединения, экспертные круги говорят о том, что оно требует дополнительного анализа». В Минприроды уже заявили, что готовы обсуждать маршруты трассы в обход Химкинского леса.

Это первый случай, когда президент вмешивается в ситуацию в «горячей точке» после массовых общественных протестов – до сих пор (включая известную историю с «Охта-центром» в Петербурге) Медведев молчал или отделывался общими заявлениями. Против уничтожения Химкинского леса во имя интересов инвесторов, желающих получить прибыль от будущей эксплуатации трассы, выступали и жители Химок во главе с Евгенией Чириковой, и политические партии и движения (в том числе «Яблоко» и коммунисты), и журналисты многих изданий, и правозащитники, и артисты – в первую очередь, Юрий Шевчук, чье участие в недавнем 5-тысячном концерте-митинге на Пушкинской площади стало, как представляется, переломным событием. Именно после этого «медведи» решили в срочном порядке присоединяться к защитникам Химкинского леса: за несколько часов до выступления Медведева к нему обратились представители «Единой России» с просьбой временно остановить строительство спорного участка дороги.

Ничего, кроме презрительной улыбки, это вызвать не может. Когда защитников Химкинского леса в июле избивали бандиты, нанятые теми, кто ведет вырубку леса, «медведи» и слова протеста не проронили. «Молодая гвардия Единой России» яростно защищала прокладку трассы через Химкинский лес, заявляя, что трасса необходима, чтобы разгрузить слишком напряженное движение на Ленинградском шоссе. Глава Химок Владимир Стрельченко, — один из главных лоббистов прохождения трассы через Химкинский лес, — выдвигался на выборах именно от «ЕР».

Ну, а Владимир Путин, возглавляющий «ЕР», 5 ноября 2009 года подписал распоряжение № 1642, которым 144 гектара Химкинского леса переводится в «категорию земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения для строительства автомобильной дороги», тем самым дав зеленый свет вырубке леса и началу строительства. Когда же начались общественные протесты, пресс-секретарь премьера Дмитрий Песков заявил, что Путин имеет полную информацию о происходящем, но никаких решений по этому вопросу принимать не будет, так как «все решения уже приняты», и вырубка леса «ведется в строжайшем соответствии с законом»…

В движении «В защиту Химкинского леса» естественно, обрадовались решению президента – Евгения Чирикова заявила, что «это потрясающе», и что «медведи», наверное, «поняли, что во время экологического кризиса, который мы пережили, вырубка леса — это просто преступно, и народ не простит власти такое решение». Она «очень благодарна всем, кто нас поддерживал, в том числе Артемию Троицкому и Юрию Шевчуку, которые очень нам помогли».

Теперь становится вполне реальной прокладка трассы через Молжаниновский район, который огибает Химкинский лес слева, и расположен между лесом и Ленинградским шоссе. Заметим, что этот вариант был разработан еще в 2005 году, но был отвергнут, потому что прокладка через Химкинский лес с его частичной вырубкой приведет к появлению большого количества земель под коммерческую застройку, а прокладка трассы через Молжаниновский район таких результатов не даст.

Давление общества заставило власть отступить – чего она до сих пор не хотела делать ни в коем случае. Но сперва пришлось убрать одиозного калининградского губернатора Георгия Бооса, а теперь – отказаться от вырубки Химкинского леса, ставшего уже для всей страны символом борьбы за нормальную жизнь и чистый воздух.