News

Российские ледоколы сопровождают танкер с газовым конденсатом в Китай, почти вдвое сокращая при этом обычный путь

Российский ледокол «50 лет Победы»
«Атомфлот»

Опубликовано: 22/08/2010

Автор: Чарльз Диггес

Перевод: Николай Рыбаков

Два российских атомных ледокола будут сопровождать танкер, перевозящий газовый конденсат из России в Китай через Северный Ледовитый океан, а не через Суэцкий канал как обычно. Это позволит сократить время, необходимое для транспортировки нефти и газа в страны Азиатско-Тихоокеанского региона, сообщает Всемирное ядерное агентство (WNN).

Этот шаг направлен на оправдание некоторых удаленных нефтяных проектов России в Арктике, в частности, известного Штокмановского проекта.

Основная цель рейса, по словам владельца танкера, это определение возможности безопасной и экономичной доставки нефти и газа в Азию по Северному морскому пути на регулярной основе.

Но даже у директора группы компаний «Совкомфлот» – владельца танкера «Балтика», который доставит газовый конденсат, есть сомнения, что два ледокола, которые прокладывают путь для корабля с газовым конденсатом в Юго-Восточную Азию, будут приносить достаточно большую прибыль.

Танкер ледового класса «Балтика» грузоподъемностью свыше 100 тысяч тонн, вышел из порта Мурманска 14 августа.

17 августа в районе пролива Вилькицкого, соединяющего моря Карское и Лаптевых, танкер «СКФ Балтика» встал под проводку атомных ледоколов «Россия» и «Таймыр», которые будут сопровождать судно на маршруте до порта Певек. Корабли пройдут около 7000 миль, чтобы добраться до Китая. Традиционный путь через Суэцкий канал составляет 12 000 миль. По сообщениям «Совкомфлота», ожидается, что в районе пролива Санникова ледокол «50 лет Победы», который уже вышел из Мурманска, догонит караван и заменит ледокол «Таймыр».

Сейчас у России семь атомных ледоколов, два из них – «Арктика» и «Сибирь» – выведены из состава действующего флота и находятся на ремонте. Новейший из эксплуатируемых – «50 лет Победы», введен в строй в 2007 году. Ледокол «Россия» был реконструирован в 2004 году. А «Ленин» полностью выведен из эксплуатации и превращен в музей.

Ледоколы расчистят путь через льды Северного морского пути – около 3000 миль пути, сообщает WNN, и будут сопровождать судно с грузом газового конденсата, принадлежащего ОАО «НОВАТЭК» – второму по величине производителю газа в России.


Захватывая азиатские рынки нефти и газа

По словам Михаила Лозового, официального представителя ОАО «Совкомфлот», 14 августа судно с 70 000 тонн газового конденсата на борту вышло из порта Мурманск и взяло курс на Азию. Он отказался сообщить порт назначения этого груза, передает ИноСМИ.ru.

Россия пытается поставлять на азиатский рынок нефть и газ, помогая таким образом оправдывать разработку удаленных месторождений в Арктике и Восточной Сибири. Москва в настоящее время строит трубопровод с выходом к Тихому океану, и может провести газопровод к границе с Китаем. ОАО «Газпром» – монополист в области экспорта природного газа – начало в прошлом году производство сжиженного природного газа на российском Дальнем Востоке. При этом природный газ охлаждается, переводится в сжиженное состояние и затем транспортируется при помощи танкеров.

«Мы решили проверить новые маршруты поставок, так как Юго-Восточная Азия – это важнейший рынок нефти и газа», – подчеркнул заместитель генерального директора «Совкомфлота» Евгений Амбросов. Однако он также добавил, что «даже в сопровождении ледоколов проход по этому маршруту позволит только выйти на безубыточность. Возможно и то, что это не принесет особых материальных выгод», сообщает ИноСМИ.ru.


Северный морской путь последние годы находится в покое

В последние годы поставки из европейской части России на Дальний Восток по Северному морскому пути весьма незначительны. Тем не менее, недавняя погрузка стала первым в своем роде примером использования на этом маршруте столь высокотоннажного танкера.

Северный морской путь был официально открыт для международного судоходства советским правительством в 1991 году, но до сих пор серьезно не используются в качестве коммерческого маршрута. В настоящее время им в основном пользуются металлургический гигант «Норильский никель» и нефтегазодобывающие компании «ЛУКойл», «Газпром» и «Роснефть».

В ходе рейса будет осуществлен сбор статистического материала, закладывающего основы планирования аналогичных рейсов в 2011 году и дальнейших исследований, необходимых для создания новых глубоководных высокоширотных маршрутов в Арктике.

Ожидается, что ледоколы очистят Северный морской путь ото льда между 26 и 29 августа. Прибытие танкера в порт назначения в Китайской Народной Республике планируется в первой половине сентября.

«НОВАТЭК», которому принадлежит 70 000-тонный груз газового конденсата на «Балтике», считает, что организация таких перевозок призвана способствовать развитию территории российского Севера и освоению новых нефтегазовых месторождений полуострова Ямал и арктического шельфа.


Росатом: большие планы по строительству ледоколов

Атомный ледокольный флот и предприятие «Атомфлот» вошли в состав Государственной корпорации Росатом в августе 2008 года1.

В октябре 2008 года премьер-министр РФ Владимир Путин на встрече с главой Росатома Сергеем Кириенко поручил Росатому развивать долгосрочные планы усиления атомного ледокольного флота России с целью завоевания доминирующего положения на Северном морском пути: «Нам нужно оценить его [Северного Морского пути – ред.] состояние и нужно определить перспективы развития атомного ледокольного флота. Имею в виду, конечно, наши планы по дальнейшему освоению Северного морского пути», – отметил Путин.

«Если не вводить новые атомные ледоколы, то после 2015 года наши возможности в Арктике начнут падать… По предварительной оценке, не меньше 3-4 ледоколов нового поколения нам необходимо закладывать в ближайшие годы» – заявил на состоявшейся почти два года назад встрече Сергей Кириенко.

30 июня 2010 года Кириенко, присутствовавший на торжественной церемонии спуска на воду плавучего энергоблока «Академик Ломоносов» в Санкт-Петербурге заявил журналистам, что как ожидается, в ближайшее время Министерство транспорта РФ объявит тендер на строительство ледокола нового поколения. По словам присутствовавшей на мероприятии губернатора Санкт-Петербурга Валентины Матвиенко, одним из претендентов на реализацию этого проекта является «Балтийский завод». По ее словам, федеральной целевой программой планируется строительство трех атомных ледоколов.

Справка:

SCF Baltica – танкер типа «Афрамакс», ледовый класс – 1A Super (Arc5 = ЛУ5), дедвейт – 114 546 тонн.

Северный морской путь – кратчайший морской путь между Европейской частью России и Дальним Востоком.

ОАО «НОВАТЭК» – крупнейший независимый и второй по объемам добычи производитель природного газа в России. Созданная в 1994 году, компания занимается разведкой, добычей и переработкой газа и жидких углеводородов. Месторождения и лицензионные участки компании расположены в Ямало-Ненецком автономном округе, крупнейшем в мире регионе по добыче природного газа, на долю которого приходится около 90% добычи природного газа в России и приблизительно 20% мирового объема добычи газа.

Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом» (Госкорпорация «Росатом») объединяет более 250 предприятий и научных организаций, в числе которых все гражданские компании атомной отрасли России, предприятия ядерного оружейного комплекса, научно-исследовательские организации и единственный в мире атомный ледокольный флот.

Группа компаний Совкомфлот – одно из крупнейших транспортных инфраструктурных предприятий России со штаб-квартирой в Санкт-Петербурге, флот которого насчитывает 147 судов.

Опровержение:

(1) В первоначальном варианте в абзаце было предложение: “Государственная корпорация Росатом поглотила “Атомфлот”, включая Мурманское морское пароходство”. Это не соответствует действительности. Ледокольный флот был передан (возвращен) из доверительного управления ОАО “Мурманское морское пароходство” в связи с истечением срока действия договора доверительного управления его собственнику — Российской Федерации в лице Территориального управления Росимущества по Мурманской области по соответствующему акту от 27 августа 2008 года. Редакция приносит свои извинения ОАО “Мурманское морское пароходство” за допущенную ошибку.