News

Обзор эко-блогосферы c 28 июня по 26 июля

Опубликовано: 27/07/2010

Автор: Ангелина Давыдова

За прошедший месяц, на время которого мы решили взять паузу, активность российской эко-блогосферы заметно возросла. Тому есть несколько объяснений – и перешедший в активную стадию конфликт вокруг вырубки Химкинского леса, и развитие ситуации в Туапсе, и установившаяся аномальная жара в Центральной России, и горящие торфяники вокруг Москвы.

ХИМКИ

Тема номер один последних недель – конфликт вокруг Химок. Сайт Беллона.ру уже довольно подробно описывал развитие ситуации. В новостном режиме следить за последними событиями можно в блоге общественного движения «Экологическая оборона Московской области» http://ecmoru.livejournal.com/ и в блоге Радио Свободы, посвященном Химкам http://www.svobodanews.ru/content/article/2109593.html

Кроме того, обсуждения конфликта развернулись на десятках частных блогах и блогах СМИ.

Новости с Химок практически каждый день традиционно попадали на первые страницы новостных ресурсов и в список самых обсуждаемых в блогосфере новостей, в то время как запросы, связанные с «Химкинским лесом» и «Евгенией Чириковой» (лидер протестного движения против вырубки леса) также регулярно оказывались в топ-рейтинге Яндекса.

При этом, мнения, высказываемые комментаторами носили самый разнообразный характер. Так, в комментариях к последней статье на Газете.ру http://gazeta.ru/social/2010/07/26/3401339.shtml можно увидеть как высказывания «Провалились бы эти автолюбители. Все дорог им мало… Пересаживайтесь на велосипеды!», так и мнения «Как не жаль лес, но дорога там просто необходима… Надо было протестовать против строительства грандов и автосалонов…» и «Дороги не менее полезны мегаполису, чем лесные массивы. Вылетные магистрали снижают загазованность, образующуюся от нашего стояния в пробках».

В комментариях ЖЖ Андрея Резниченко http://a-reznichenko.livejournal.com/55100.html встречается и такое высказывание « Вот это странно. Такое только в России. Только в русском интернете… Так где общественность раньше была? Каковы механизмы принятия документов под это строительство?», на что автор отвечает «Думаете, реакция запоздала? Нет, ее просто пытались замять».

ТУАПСЕ

Вторая важная тема, о которой также на Беллона.РУ уже писали участники событий – разворачивающийся конфликт вокруг строительства в порту Туапсе балкерного терминала. Блоггеры из Краснодара и Туапсе довольно подробно описывают сложившуюся ситуацию. Один из них – Денис Хмелевский, на сайте «Эха Москвы» рассказывает подробности многотысячного митинга протеста http://www.echo.msk.ru/blog/vipkrasnodar2010/696592-echo/

Как пишет автор, «Во всей этой нелицеприятной истории удивляет отношение чиновников к простым людям. Крупный бизнес и власть настолько «слились в экстазе», что мнение многих тысяч горожан и ухудшение экологической ситуации в регионе их не интересует. В крае все хорошо понимают, кто и зачем привел такого инвестора в Туапсе, и сделать, к сожалению, ничего не могут. Это только в России можно додуматься строить экологически вредные предприятия в курортной зоне активного туризма и отдыха, при этом, делая вид, что ничего серьезного не происходит. А потом мы возмущаемся, почему россияне едут отдыхать в Турцию и Египет, а не на побережье Черного моря». Один из комментаторов приводит цитату Маркса: «Нет такого преступления, на которое не пошел бы капиталист ради трехсот процентов прибыли».

ЯБЛОКОВ: ВЗАИМОЗАВИСИМОСТЬ СМЕРТНОСТИ В КРУПНЫХ ГОРОДАХ И ЗАГРЯЗНЕНИЯ ВОЗДУХА

Также в своем блоге на сайте «Эха Москвы» лидер фракции «Зеленая Россия» в партии «Яблоко», член-корреспондент РАН Алексей Яблоков приводит небезынтересную статистику взаимозависимости смертности в крупных городах и загрязнения воздуха http://www.echo.msk.ru/blog/yablokov/

«На прошлой неделе опубликованы результаты анализа, проведенного the Institute of Occupational Medicine по поручению мэра Лондона. По этим расчетам в Большом Лондоне в 2008 г. от загрязнения воздуха преждевременно погибло 4 267 человек (группы риска: маленькие дети, престарелые, люди с астмой, сердечными и легочными заболеваниями). Главные загрязнители – диоксид азота и пыль (РМ10), главный источник загрязнения – транспорт. Эти данные подтверждают опубликованные в марте данные: в Великобритании от загрязнения воздуха преждевременно гибнет около 50 тыс. человек в год… Что у нас? По официальным данным 2007 г. среднесуточное содержание пыли (РМ10) превышало европейские нормы вдвое. По некоторым прикидочным расчетам, в Москве от загрязнения воздуха дополнительно погибает ежегодно до 13 тысяч человек (в три-четыре раза больше чем в автомобильных катастрофах). В целом по России (расчеты 2006 года) дополнительная гибель только от загрязнения воздуха мелкой пылью, размером до 10 мкм (РМ10), гибнет около 40 тысяч человек (в целом от загрязнения атмосферного воздуха, по моим прикидкам, гибнет, наверное, около 120-130 тысяч)…»

Автор подробно описывает меры городской политики британской столицы с целью снижения загрязнения воздуха, заканчивая пост фразой «жаль, что у нас, в отличие от Лондона, нет реальных государственных планов по снижению дополнительной экологической смертности. Ею наше анти-экологическое государство даже и не интересуется».

Комментарии опять-таки представляют собой довольно широкий спектр мнений. Многие авторы пытаются добавить свои впечатления и факты, характеризующую экологическую ситуацию в Москве. «Москва – очень грязный, пыльный и – шумный – город. Я считаю, что в понятие экологичности нужно включать и уровень шума.70% территории Москвы находится в зоне шумового дискомфорта».

Ряд комментариев высказывает определенную степень недоверия и сомнения к изложенным данным: «…установить, что человек умер от превышения в атмосферном воздухе оксида азота, оксида серы или оксида серы невозможно…»

Другие комментаторы ставят конкретные вопросы. «Скажите, пожалуйста, что делать. Последние месяцы на московский НПЗ поступает, вероятно, высокосернистая нефть. И минимум раз в неделю, а иногда чаще, у них происходят выбросы в атмосферу, дышать после которых очень трудно. Как правило, сбрасывают по ночам или в выходные дни. А мы (Братеево и Марьино) и так впереди всей Москвы по легочным заболеваниям. Все мои попытки дозвониться в филиал ЮАО Центра по гигиене и эпидемиологии ни к чему не приводят – там гоняют по неотвечающим телефонам…»

Один из ответов на этот вопрос: «Противопоставить можно только массовую компанию протеста. Вот месяц назад против экологически опасного портового терминала в Туапсе на митинг вышло больше четырех тысяч человек – и власти моментально «зачесались». Уверяю Вас, что если на митинг против НПЗ выйдет больше 1000 – с Вами заговорят совсем по другому».

НАПОСЛЕДОК

Напоследок, несколько интересных ссылок, связанных с эко-активностью российского Интернет-сообщества. В ЖЖ-коммьюнити ecology_ru проводится опрос и голосование с целью выявить наиболее существенные экологические проблемы России http://community.livejournal.com/ecology_ru/588083.html Результаты исследования мы постараемся проанализировать в ближайшее время.

Здесь же проходит обсуждения последних событий, связанных с вырубкой в Архангельском http://community.livejournal.com/ecology_ru/588419.html

Наконец, сайт журнала Эсквайр предлагает читателям весьма занимательный анализ стоимости олимпийской дороги Адлер-Красная Поляна. Вопрос, который волнует авторов – «Какой высоты получился бы слой черной икры, фуа-гра или измельченных сумок Louis Vuitton, если бы олимпийскую дорогу Адлер Красная Поляна (227 млрд рублей за 48 километров) строили именно из этих материалов» http://esquire.ru/sochi-road.

Сразу отметим, что поклонники гламура и борцы с оным пускаются во все тяжкие в многостраничных комментариях. Чтение получается увлекательным и грустным одновременно. Как и эко-реальность нашей страны.