В Мурманске поставят на вечный прикол атомную подлодку?

frontpageingressimage_P1000647-1..JPG Photo: Anna Kireeva

На этой встрече главным был вопрос о планах развития музейно-информационного комплекса на борту ледокола «Ленин». Атомный ледокол ошвартовали у причала морского вокзала примерно год назад. За это время он стал одним из самых популярных экскурсионных объектов области: его посетили больше тридцати тысяч человек. Для того чтобы подняться на борт легендарного атомохода,  люди приезжают из других регионов страны и даже  из-за рубежа.

В этом нет ничего удивительного – это первое в мире судно гражданского назначения с ядерной силовой установкой. Над его созданием четыре года трудились лучшие специалисты  страны. Перед ними стояла задача изготовить не только уникальное энергетическое оборудование, но и создать самый прочный корпус. Атомоход спустили на воду в 1957 году.  Тридцать лет он бороздил Арктику, и вот теперь обрел вечную стоянку в Мурманске.  Легендарный атомоход должен стать музеем истории атомного флота и освоения Арктики в целом.

Шаги к этому уже предпринимаются. Буквально месяц назад совместными усилиями правительства области, корпорации «Росатом» и европейских партнеров на его борту был открыт информационный центр по атомной энергии. Это медиакомплекс, в который входит панорамная проекция, компьютерная графика, стереозвук и интерактивные консоли. 45-минутная программа «Мир атомной энергии» рассчитана в основном на детей и подростков от 8 лет. Школьникам, студентам и всем желающим на доступном языке рассказывают, что такое атомная энергия, из чего ее получают и как используют.  С помощью огромного панорамного экрана ребята перемещаются по различным атомным объектам и просто местам Земли и не только – программа дает возможность заглянуть и на Луну. С малых экранов, расположенных на столах, к посетителям обращаются анимированные гиды, а консоль управления позволяет самому собрать на экране ядерный реактор.

Кроме того, в арсенале центра есть познавательные программы по физике, астрономии, естествознанию и страноведению. Обучающей техники такого уровня Мурманск еще не видел.

– «Росатом» открывает такие центры в регионах, где присутствуют объекты атомной энергетики. Они работают в Москве, Томске, Воронеже, Калининграде и Ростове-на-Дону. Планируется открытие еще нескольких центров в разных городах страны, – сообщил директор департамента коммуникаций «Росатома» Сергей Новиков. – Для создания зала виртуальных путешествий на «Ленине» пришлось снять целую палубу.

Таким образом, ледокол – музей дополняется продуктом новых технологий.
Вот только точные сроки, когда музейная экспозиция будет полностью готова, специалистам  неизвестны. Некоторые работы  будут сделаны уже в ближайшее  время. Сейчас специалисты с помощью экипажа приводят в порядок каюты, чтобы воссоздать там быт моряков.  А ещё в нынешнем году корпус покроют защитной краской.

– У нас так же есть предварительный проект строительства постоянного причала – рассказал губернатор Дмитриенко. – Сейчас это главный вопрос, так как нужен удобный подход к ледоколу. Чтобы ветеранам и пенсионерам было удобно подниматься, особенно зимой, когда сложные погодные условия.

Кроме того, глава региона сообщил, что рассматривается предложение поставить рядом с «Лениным» первую советскую атомную подводную лодку «Ленинский комсомол» в качестве военно-морского музея. Эта подлодка вошла в строй в 1959 году. Первую боевую службу несла в Атлантическом океане. Потом была Арктика – впервые в истории Советского Военно-Морского Флота она совершила длительный поход подо льдами Северного Ледовитого океана, во время которого дважды прошла точку Северного полюса, а потом и всплыла на полюсе. Экипаж корабля недалеко от полюса водрузил Государственный флаг СССР. За этот подвиг весь личный состав корабля был награжден орденами и медалями.

Но был в биографии лодки и трагический эпизод – 8 сентября 1968 года при нахождении на боевом дежурстве в норвежском море произошел пожар в первом и втором отсеках субмарины. Погибло 39 человек. Лодку тогда спасли, и она ещё долго ходила в море. Из состава ВМФ её вывели в 1991 году, но так и не пустили на иголки. Сейчас «Ленинский комсомол» стоит у причала судоремонтного завода «Нерпа».

– История с созданием музея АПЛ «Ленинский комсомол» длится с 2003 года. Были даже сообщения о соответствующем постановлении правительства РФ. Сообщалось о проекте переоборудования – предполагается, что вместо реального отсека с ядерной энергетической установкой будет изготовлен макет и «врезан» в корпус, поясняет председатель правления организации «Беллона Мурманск» Андрей Золотков.  – Так что будущий музей атомной подлодки не будет представлять никакой опасности. В отличие от атомного ледокола «Ленин».

Конечно, на реализацию такой задумки нужны не малые средства. Фонд поддержки атомохода уже подал заявку на получение гранта. Если международная конкурсная комиссия  одобрит ее, то в Заполярье появится уникальный выставочный центр, состоящий из первого атомного ледокола и первой атомной подлодки.

Алексей Павлов