News

Корпус первой плавучей атомной станции спущен на воду в Санкт Петербурге

www.rosatom.ru

Опубликовано: 01/07/2010

Автор: Анна Киреева

Со стапелей Балтийского завода спущен на воду основной элемент первой в мире плавучей атомной теплоэлектростанции (ПАТЭС) - энергоблок «Академик Ломоносов». Атомщики верят в иностранные заказы, экологи настаивают на опасности проекта, а потенциальные потребители отказываются от него из-за непомерной цены на вырабатываемую энергию.

Через 22 месяца плавучий энергоблок (ПЭБ), спущенный на воду 29 июня, укомплектуют всем необходимым оборудованием. Затем планируется в Мурманске произвести загрузку ядерным топливом два его реактора мощностью по 35 МВт, а оттуда — Северным морским путем транспортировать на Дальний Восток, в акваторию удаленного от стационарных энергетических центров городка Вилючинск (Камчатский край).

ПЭБ представляет собой гладкопалубное несамоходное судно с двумя реакторными установками КЛТ-40С ледокольного типа, длиной 140 метров, шириной 30 и водоизмещением 21 000 тонн и осадкой 5,6 метра. Численность сменного персонала – 64 человека. Потенциальный срок эксплуатации станции – 38 лет: 3 цикла по 12 лет, между которыми осуществляется ремонт ПЭБ. По завершению срока эксплуатации станция будет утилизирована.

Энергоблок — часть плавучей атомной электростанции. Другие две части — гидротехнические сооружения, ограждающие окружающую среду, и береговые сооружения, передающие потребителям электроэнергию, — монтируются уже в точке базирования.

Строительство плавучего энергоблока

«Росатом» изначально заказал плавучую АЭС северодвинскому «Севмашу» (где все «заточено» на серийное производство), где блок был заложен в апреле 2007 года, и строительство шло до лета 2008 года. Тогда, несмотря на уверения, что проект получит большое количество коммерческих заказов, бюджетного финансирования на серийное производство выделено не было.

Герман Греф, возглавлявший тогда министерство экономического развития и торговли, на заседании правительства дал понять, что не верит в коммерческую перспективу этой затеи. Потому что киловатт электричества с такой маломощной АЭС, существенно дороже других источников энергоснабжения, не говоря уже о прочих издержках.

В результате созданные к тому времени корпусные заделы было решено передать на Балтийский завод. Генеральный директор Балтийского завода Андрей Фомичев на спуске ПЭБ признал, что предприятие уже 15 лет ничего подобного не производило. «Нам пришлось восстанавливать забытые технологии, искать поставщиков, искать специалистов и вспоминать, как все это делается», — рассказал он.

Риски и потенциальная опасность ПАТЭС

По словам председателя ЭПЦ «Беллона» Александра Никитина, если сравнивать безопасность ПАЭС и АЭС, то плавучий блок естественно имеет более низкий уровень безопасности. «Для него есть дополнительные факторы как объективной опасности (цунами, шторм, обеспечения плавучести и т.д.) так и субъективной: плавучие объекты более уязвимы для террористов, пиратов и т.д., — рассказал он. — К тому же опыт эксплуатации корабельных атомных установок не такой уж безоблачный. Количество аварий на атомных судах было очень большое. И нет оснований говорить о том, что это все в прошлом и, что это не может повторяться», — уверен Никитин.

Кроме того, распространение плавучих АЭС в мире (а именно этого ждет «Росатом», рассчитывая на зарубежные контракты) крайне опасно с позиций нераспространения оружия массового уничтожения. Высокообогащенного урана оружейного качества, содержащегося в двух реакторах ПАТЭС, достаточно для изготовления десятков атомных бомб. И это очень опасно.

Даже, если плавучие АЭС будут распространяться по миру на основе лизинга, то на территорию России будет возвращаться все отработавшее ядерное топливо вместе с обязательствами по последующему обращению с ним, включая проблемы вечного захоронения. То есть, за сиюминутную прибыль «Росатома» россияне «навсегда» получат радиоактивные отходы.

Стоимость проекта «зашкаливает»

По информации официального сайта «Росатома», одна плавучая атомная станция обходится в 16 миллиардов рублей. Совсем недавно, а в 2007 году строительство станции вместе с расходами на инфраструктуру в точке ее базирования оценивалось в 9,1 миллиарда.

По словам Александра Никитина, экономика, это одно из самых слабых звеньев этого проекта. Это признал и глава «Росатома» Сергей Кириенко, откровенно заявляя, что вся надежда на большую серию ПАТЭС. «В настоящее время капитальные вложения на ПАТЭС в два раза превышают капитальные вложения на стационарных АЭС. Более 7000 долларов за 1 кВт – это даже дороже, чем нынешняя солнечная энергетика», — рассказал Никитин. Для примера, строящаяся Балтийская АЭС будет иметь стоимость более $3 000/кВт, а другие, традиционные источники электроэнергии, по стоимости значительно ниже.

Кроме того, стоимость электричества от ПАТЭС для Камчатки будет выше, чем стоимость электричества, которое вырабатывают сегодня электрогенерирующие источники на Камчатке. По данным ЗАО «Атомэнерго» расчетная по 2009 году себестоимость электроэнергии, вырабатываемая ПАТЭС, составит 5,6 рублей/кВт час без НДС, в то время как генерируемая на Камчатке электроэнергия стоит 3,89 рубля/кВт час.

По словам председателя правления «Беллоны-Мурманск» Андрея Золоткова, в настоящий период Госкорпорация «Росатом», используя политическую и экономическую ситуацию в России, активно продвигает свои проекты по принципу «чем больше «атомных меток» будет на территории России, тем спокойней себя будет чувствовать атомная отрасль в ближайшие десятилетия. При этом в расчет не берутся ни экономические показатели, ни мнение общественности. «Иногда, когда слушаешь оптимистические выступления господина Кириенко, создается впечатление, что Россию, как будущего наркомана, хотят «посадить на «атомную иглу», — рассказал Золотков.

Камчатка не знает, что делать с ПАТЭС

Проект ПАТЭС разрабатывался для отдаленных районов, куда невыгодно тянуть линии электропередач или завозить органическое топливо. «Постройка и эксплуатация ПАТЭС значительно выгоднее постройки и эксплуатации наземных электростанций», — сообщает официальный сайт «Росатома». Однако потенциальный потребитель энергии первой в мире ПАТЭС – Камчатка, теперь не знает, что делать с этим объектом.

«Прежде чем принять решение, нужно убедиться в том, что ПАТЭС экономически необходима и выгодна», — рассказал губернатор Камчатки Кузьмицкий местной газете «Рыба Камчатского края». «Я убедился, что вопросы экономики проекта не решены —  ПАТЭС, как планировалось, будет производить электроэнергию и сбрасывать в наш общий энергоузел. Но у нас и так избыток энергетических мощностей, которые выдают избыточную электроэнергию!», — рассказал губернатор.

Об экономических проблемах использования ПАТЭС на Камчатке Кузьмицкий сообщал и Министру энергетики РФ Сергею Шматко.
«Необходимо учитывать, что присоединение ПАТЭС к Камчатской энергосистеме потребует дополнительного строительства высоковольтной линии электропередач, расширения подстанций, реконструкции системы релейной защиты и автоматики энергосистемы, что в свою очередь потребует дополнительных инвестиций», — сообщил Кузьмицкий Министру энергетики.

Кроме того, по словам губернатора Камчатки, решение об использовании ПАТЭС на Камчатке было принято без учета мнения населения. «Также я настаиваю на проведении в Петропавловске общественных слушаний: строительство ПАТЭС — очень серьезный шаг, и я не могу принимать решение без учета мнения населения», — заявил он.