Неаполитанский Петербург

ingressimage_landfill-1..jpg

По мнению специалистов, обращение с мусором – одна из самых проблемных зон коммунального хозяйства. Мало того, что существует некоторая путаница в терминах (например, не все понимают разницу между «утилизацией» и «захоронением»), есть сложности с лицензированием деятельности с отходами, а строительство полигонов для захоронения отходов становится чем-то вроде притчи, которую чиновники время от времени рассказывают журналистам. (Бывший уже председатель жилищного комитета администрации Санкт-Петербурга Юнис Лукманов в интервью «Деловому Петербургу» в июле проглого года признался, что 120 млн рублей, выделенных на строительство мусороперерабатывающего полигона на Синявинских высотах, были потрачены на «проектно-изыскательные работы»).

Где хранить – пока не ясно

Еще в 2000 году было проведено исследование под названием «Единая политика обращения с отходами в Санкт-Петербурге и Ленинградской области», в рамках которого местные специалисты, можно сказать, впервые громко и конкретно заговорили об этой проблеме. (СПб.: НИИХимии СПбГУ, 2000). Примерно в те же годы начались выступления на международных тематических конференциях.

К середине «нулевых» городские власти, качественно ничего не изменив, продолжали раздавать обещания – мол, еще чуть-чуть, и мусор будет изгнан из Петербурга. В 2008 году эксперты признавали ситуацию с отходами «катастрофичной», а кое-кто, не стесняясь, сравнивал Петербург с Неаполем, знаменитой мусорной «меккой». Вплоть до последнего времени меры по переработке отходов выполнялись только на 10-20%. Вот такая хронология со статистикой.

Эксперты сходятся во мнении, что среди множества вопросов есть, безусловно, самые острые, тормозящие, по сути, весь процесс работы с отходами. В их числе – сбор и утилизация токсичных промышленных отходов; строительство полигонов; несовершенство законодательства и штрафного регулирования; ситуация с контейнерами для раздельного сбора мусора.

Вопросы, подобные этим, цепляются один за другой: не решишь первый – застопорится второй, и так далее. Ведь если не появится высококлассных современных полигонов – количество непереработанных токсичных отходов будет расти (примерно на 30 процентов – каждые четыре года). Если власти не увеличат штрафы за несоблюдение санитарных норм, у людей не будет стимула содержать в чистоте хотя бы соседнюю помойку. Наверное, это звучит немного наивно, но специалисты, а вслед за ними чиновники говорят примерно то же, только другими словами.

Допустим, бесконечные разговоры о полигоне в Красном Бору, как правило, заканчиваются призывом: «Строить! И как можно быстрее!» Тем временем, на старинном полигоне строится (уже несколько лет как) экспериментальное предприятие по переработке и захоронению промышленных токсичных отходов. В этом году, наконец, должна быть введена первая очередь дорогостоящего, по оценкам многих, предприятия. Дело, прямо скажем, идет небыстро.

Тем не менее, специалисты, имеющие опыт в строительстве полигонов ТБО, уверяют, что не так страшно строительство полигонов, как некоторые уверяют. По мнению директора ООО «СК «Гидрокор» Олега Гладштейна в том, что порой тендеры на строительство полигонов ограничивают бюджет до предельного минимума, а за проектирование берутся даже те компании, которые в этом деле не очень-то смыслят.

Полигоны безопаснее и дешевле, чем мусоросжигательные заводы – за счет технологий и своего рода вторичной выгоды. Из утилизированных отходов можно получить альтернативное топливо или электроэнергию. Например, в Европе успешно работают компании, которые утилизируют свалочный газ (токсичное вещество), превращая его в топливо, тепло и электричество. Такие технологии вполне применимы и в России. И, надо отметить, зарубежные специалисты вновь и вновь приезжают в Северо-западный регион, чтобы предложить (пусть безрезультатно) свои услуги. А точнее даже – напомнить здешним коллегам, что без грамотного законодательства, современных СНиПов (санитарных норм и правил) и внимания чиновников ничего не получится.

Как разделять?

Действительно, ситуация с регулированием данной сферы деятельности складывается парадоксальная. Ни одна лицензия не претерпевала столько изменений, сколько лицензия на сбор, транспортировку и прочие операции с отходами. Не уследить и за изменениями в законодательстве по этой сфере. Несложно догадаться, что из-за неприятной чехарды человек, который бы не прочь профессионально заняться переработкой отходов, просто испугается – слишком уж много подводных камней.

Тем не менее, пугаться не надо: у людей больше прав, чем они думают. А чтобы проволочек избежать, можно обратиться в консультационные компании, которые оказывают менеджерские и юридические услуги в сфере экологии. Антон Черных из аудиторской компании «Ernst and Young» рассказывает, что за несоблюдение требований в сфере обращения с отходами обычный гражданин заплатит сущие копейки (максимум 2 тысячи рублей), а юридические лица – от 100 до 250 тысяч рублей. Или, к примеру, сокрытие информации о состоянии окружающей среды, в том числе о радиоактивных выбросах оценивается в 10-20 тысяч штрафных рублей. Получается, не наказывают даже – а так, журят, как будто забывая, что ущерб от подобных нарушений (формально – административных) огромный и заплатить за последствия придется гораздо больше, чем 100 тысяч.

Специалисты по экологическим проблемам настаивают также на принятии федерального закона о раздельном сборе и вывозе, по которому бы за эти процедуры платил изготовитель вредной тары, а вовсе не жильцы.

Мария Каменецкая